Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26 марта 2014 г. N 28-03з/2014
Резолютивная часть решения оглашена "26" марта 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "31" марта 2014 года.
в присутствии представителя рассмотрев жалобу N 28-03з/2014 СОАО "ВСК" по существу, установила:
|
19.03.2014 в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба СОАО "ВСК" на действия заказчика - министерства дорожного хозяйства Калужской области и комиссии заказчика - министерство дорожного хозяйства Калужской области при проведении запроса котировок (номер извещения на официальном сайте 0137200000714000002), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
СОАО "ВСК" считает, что заказчиком - министерством дорожного хозяйства Калужской области необоснованно выбран способ размещения заказа, а комиссией заказчика - министерства дорожного хозяйства Калужской области необоснованно принято решение о допуске заявки ОАО "АльфаСтрахование".
Заказчиком - министерством дорожного хозяйства Калужской области представлены пояснения, в которых министерство указало, что действия заказчика и комиссии заказчика соответствуют положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
03.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение N 0137200000714000002 о проведении запроса котировок, предметом которых является ооказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) (далее -Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена договора, согласно извещению о проведении запроса котировок, составляет 21836,70 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0137200000714000002 от 12.03.2014 на участие в запросе котировок поступило 2 заявки, а именно заявка СОАО "ВСК" (с предложением о цене контракта 21 836,70 рублей) и заявка ОАО "АльфаСтрахование" (с предложением о цене контракта 19 975,50 рублей). По результатам рассмотрения комиссией указанных заявок, заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок и ОАО "АльфаСтрахование" было признано победителем по результатам проведения Запроса котировок, а заявке СОАО "ВСК" присвоен второй номер.
2. Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (KB С), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т.д.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 739, является фиксированной.
Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 739, не может изменяться в ходе размещения государственного или муниципального заказа на услуги ОСАГО.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) установлено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
При этом, из содержания частей 3 и 4 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, а под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу части 6 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Согласно части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 указанного Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
3. Исследовав содержание заявок СОАО "ВСК" и ОАО "АльфаСтрахование", Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что они соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и предложенная в указанных заявках цена договора не превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, в связи с чем, у комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения указанных заявок, а, следовательно, доводы жалобы СОАО "ВСК" в указанной части являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, согласно части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
4. Вместе с тем, проведя внеплановую проверку, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России приходит к следующему.
Исходя из положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также с учетом того, что в силу части 6 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги осуществление государственной или муниципальной закупки услуг ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса, с учетом постановления Правительства Российской Федерации N 739.
Положения части 2 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год, не могут служить обоснованием проведения закупки министерством дорожного хозяйства Калужской области на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем проведения запроса котировок, поскольку необходимо обеспечить соблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации N 739 и Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", что, исходя из цели проведения запроса котировок, не представляется возможным.
Заказчик - министерства дорожного хозяйства Калужской области принял решение о закупке на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств путем проведения Запроса котировок.
Указанные действия Заказчика - министерства дорожного хозяйства Калужской области привели к нарушению требований части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которой установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями указанной главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В связи с тем, что Заказчиком выбран неверный способ размещения заказа, то возможность заключения контракта по результатам указанной закупки не будет соответствовать целям регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должен содержаться исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что страховщик это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства обязательным требования к участникам закупки, предметом которой является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, является требование о наличии разрешения (лицензии), выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании указанного, в действиях заказчика - министерства дорожного хозяйства Калужской области также содержатся нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу СОАО "ВСК" необоснованной.
2. Признать действия заказчика - министерства дорожного хозяйства Калужской области нарушающими часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - министерству дорожного хозяйства Калужской области предписания об аннулировании запроса котировок (номер извещения на официальном сайте 0137200000714000002), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: ______________
Члены комиссии: _____________
______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26 марта 2014 г. N 28-03з/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2014