Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 февраля 2014 г. N 07-24-264/14
Резолютивная часть решения оглашена - 28.02.2014 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
в присутствии представителей сторон:
Заказчика - Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области: 1 чел.,
Заявителя - ООО "НПП "ЭкоГидроТехнологии": 2 чел.,
уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "НПП "ЭкоГидроТехнологии" на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расчистке русла и реконструкции гидротехнического сооружения - плотина д. Рождественно - Подушкино, сельского поселения Барвихинское, Одинцовского муниципального района, Московской области (Номер заказа 0148300035013000138 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "НПП "ЭкоГидроТехнологии" на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расчистке русла и реконструкции гидротехнического сооружения - плотина д. Рождественно - Подушкино, сельского поселения Барвихинское, Одинцовского муниципального района, Московской области (Номер заказа 0148300035013000138 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
Согласно доводу жалобы, заявитель не согласен с отказом в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Также, доводами жалобы является следующее:
1) обжалуются положения документации об аукционе в электронной форме;
4) нарушение заказчиком положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заказчика, оператора электронной площадки и заявителя направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
Представители заказчика и заявителя прибыли на рассмотрение жалобы.
По информации, полученной с официального сайта и от представителя заказчика - муниципальный заказ не размещен (контракт не заключен).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 31.12.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 28 803 770 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Федеральный закон N 44-ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
Относительно довода жалобы о неправомерном отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 18.02.2014 б/н (далее - Протокол), на участие в открытом аукционе в электронной форме было подано 4 (четыре) заявки от участников размещения заказа.
Согласно указанному Протоколу, участнику размещения заказа с защищенными номерами 6663741 (заявителю) отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по следующему основанию: "Заявка поданная на участие в аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе и ч. 4 ст. 41.8, ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ. На основании указанного, заявка, поданная на участие в аукционе подлежит отклонению по следующим основаниям: - предложены показатели (значения) не соответствующие требованиям документации об аукционе, в составе заявки при описании товаров, предполагаемых к использованию в ходе исполнения контракта отсутствует конкретное предложение, пример: Участник не указал по позиции песок: - будет из отсевов дробления или обогащения, - предел прочности при сжатии в насыщенном состоянии".
Представитель заказчика, на заседании Комиссии Управления пояснил, что участник размещения заказа должен был выбрать, песок будет из отсевов дробления или обогащения.
Представитель заявителя не согласился с данным выводом представителя заказчика и пояснил следующее.
В документации об аукционе в электронной форме в требованиях к песку для строительных работ было указано: "песок может быть из отсевов дробления или обогащения".
Таким образом, требование заказчика о том, что "песок может быть из отсевов дробления или обогащения" было истолковано, как альтернативный к использованию вариант песка, который на усмотрение участника размещения заказа может быть предложен, но участник, имея на то полное право, предложил к использованию не песок из отсевов дробления или обогащения, а природный мелкий песок с характеристиками согласно ГОСТ 8736-93 "Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия".
Относительно основания для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме об отсутствии сведений в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме о прочности при сжатии в насыщенном состоянии, представитель заявителя пояснил следующее.
Требования заказчика, изложенные в столбце "Основные показатели, характеристики товаров (материалов)", "Предел прочности при сжатии в насыщенном состоянии более 40 Мпа" являются избыточными.
Показатель "Предел прочности при сжатии в насыщенном состоянии", применимый для песка из отсевов дробления, фигурировал в п.4.4.2. ГОСТ 8736-93. Данный пункт был исключен из ГОСТ 8736-93 - изменение N 3 от 18.03.2011 г., принятое Протоколом Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия.
Для песка из отсевов дробления и обогащения введен отдельный ГОСТ 31424-2010. "Межгосударственный стандарт. Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотник горных пород при производстве щебня. Технические условия". Однако, и в указанном ГОСТе, показатель "Предел прочности при сжатии в насыщенном состоянии" отсутствует.
Представитель заказчика согласился с тем, что показатель "Предел прочности при сжатии в насыщенном состоянии" в указанных ГОСТах отсутствует, а также с тем, что по данному основанию для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме было отказано неправомерно.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Выслушав доводы стороны, изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа с защищенным номером 6663741 (заявителю) неправомерен, поскольку конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме представлены в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ, не допускается
Указанные действия аукционной комиссии нарушают ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно доводов жалобы на положения документации об аукционе в электронной форме, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона N 94-ФЗ жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме дата окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 14.02.2014.
Вместе с тем, жалоба, в которой один из доводов является обжалование положений документации об аукционе в электронной форме подана заявителем в Управление 21.02.2014. Таким образом, заявитель подал жалобу на положение документации об аукционе в электронной форме по истечении срока, установленного ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона N 94-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с п. 3.39 Административного регламента, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации об открытом аукционе в электронной форме в случае подачи жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Относительно довода жалобы о нарушение заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления отмечает, что к компетенции Комиссии Управления относятся вопросы по контролю в сфере размещения заказа, нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на которые ссылается заявитель, при рассмотрении жалобы в рамках Главы 8 Федерального закона N 94-ФЗ, Комиссией Управления не рассматривались.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона N 94-ФЗ внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
На основании изложенного, Комиссией Управления проводится внеплановая проверка размещения заказа.
Рассмотрев в ходе проведения внеплановой проверки документы, представленные на обозрение, Комиссии Управления установлено следующее.
1) В п. 20 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме "Требования к участникам размещения заказа" указано:
- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона;
- состоять в действующем СРО и иметь свидетельство о допуске к данным видам деятельности (если применимо).
Согласно ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительского кодекса Российской Федерации виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что в документации об аукционе в электронной форме должно содержаться конкретное требование о соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ.
Следовательно, заказчиком не выполнены требования ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
2) В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено, что в адрес заказчика поступали запросы о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме с просьбой разместить проектно-сметную документацию.
Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
При этом, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Одновременно, ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, установлены Правительством Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Данным Постановлением, утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Согласно указанному Положению, в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов разрабатываются разделы 6 ("Проект организации строительства"), 11 ("Смета на строительство") проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27 (1) - 31, 38 и 42 Положения.
На официальном сайте вместе с документацией об аукционе в электронной форме не размещена проектная документация.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации об аукционе в электронной форме означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контакта, лишает участников размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение и является нарушением п. 1 ч. 4 ст. 41.6; ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ.
Заказчиком на официальном сайте в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракты размещен сводный сметный расчет стоимости строительства.
В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, документация об аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ, в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др. (пункт 3.15 Методики). Указанная документация в соответствии с градостроительным законодательством подлежит государственной экспертизе и утверждению заказчиком вместе с проектом, после проведения государственной экспертизы, и вместе с ним составляет проектно-сметную документацию.
Таким образом, при формировании цены контракта для достижения целей эффективного расходования бюджетных средств заказчику необходимо руководствоваться проектно-сметной документацией.
Следовательно, не размещение заказчиком на официальном сайте сметной документации, состоящей из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др. является нарушением п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6; ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку свидетельствует об отсутствии в документации об аукционе в электронной форме обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрены ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, Комиссия Управления отмечает, что формулировка "или то или это" не являются максимальными и (или) минимальными значениями показателей товара или показателями, значения которых не могут изменяться и вводит участников размещения заказа в заблуждение при подготовке ими первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 17, ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПП "ЭкоГидроТехнологии" на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расчистке русла и реконструкции гидротехнического сооружения - плотина д. Рождественно - Подушкино, сельского поселения Барвихинское, Одинцовского муниципального района, Московской области (Номер заказа 0148300035013000138) обоснованной.
2. Доводы жалобы на положения документации об аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона N 94-ФЗ не рассматривать.
3. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6; ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34); ч. 5 ст. 41.6; п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6; ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
4. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
6. Рассмотрев вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 февраля 2014 г. N 07-24-264/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2014