Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 11 марта 2014 г. N 3-22/31-2014
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Бутузовой Т.В. - заместителя руководителя, председателя Комиссии Управления;
- Володина В.А. - начальника отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, заместителя председателя Комиссии Управления,
- Анохиной М.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии Управления,
- Рытухина С.В.- государственного инспектора отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии Управления,
При участии:
со стороны муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства г. Заречного Пензенской области":
- Минко В.С.- представителя по доверенности от 05.03.2014 N 7;
со стороны подателя жалобы - ООО "Колизей":
- Баталиной О.Н. - представителя по доверенности от 11.03.2014 б/н;
рассмотрев жалобу ООО "Колизей" на действия Муниципального Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства г. Заречного Пензенской области" (ул. Зеленая, д.6, г. Заречный, Пензенская обл., 442960) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети ЗАТО г. Заречного Пензенской области" (извещение N 0355300104914000006 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 21.02.2014) (далее - Электронный аукцион), проводимого заказчиком на сайте оператора ЭТП ММВБ http://www.etp-micex.ru, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
21 февраля 2014 года Муниципальным Заказчиком - Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства г. Заречного Пензенской области" (далее - Муниципальный Заказчик) на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355300104914000006 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети ЗАТО г. Заречного Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 113 700,00 рубля.
03 марта 2014 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Колизей" на действия Муниципального Заказчика, при проведении Электронного аукциона.
Заявитель в своей жалобе указал, что установление Муниципальным Заказчиком в аукционной документации требования к участнику Электронного аукциона о том, что участниками закупки признаются зарегистрированные в ЗАТО г. Заречный в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства), осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования, является нарушением статьи 8 и части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Муниципальный Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве от 06.03.14 исх. N 95/01-23.
На заседании Комиссии представитель Муниципального Заказчика заявил, что согласно пункту 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Положение от 11.06.1996 N 693) на территории ЗАТО г. Заречный вправе осуществлять деятельность исключительно юридические лица либо их филиалы, представительства, зарегистрированные на территории ЗАТО г. Заречный.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
Статьей 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из представленных документов, пунктом 20 информационной карты документации об Электронном аукционе предусмотрены требования к участникам электронного аукциона.
В подпункте 1.1 пункта 20 информационной карты, указано в том числе следующее такое требование к участнику электронного аукциона: "Согласно пункту 30 Положения, участниками закупки признаются зарегистрированные в ЗАТО г. Заречный в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства), осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования".
В ходе рассмотрения настоящей жалобы заявитель настаивал, что Муниципальный Заказчик, установив в документации об электронном аукционе требование о регистрации юридического лица (филиала, представительства) в ЗАТО г. Заречного, ограничил его участие в аукционе.
Комиссией Управления установила, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО) обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение об установлении особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в конкретном закрытом административно-территориальном образовании принимается Правительством Российской Федерации.
Частью 2.4 статьи 3 Закона о ЗАТО предусмотрено, что право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории закрытого административно-территориального образования имеют юридические и физические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании, предусмотренным в соответствии с настоящей статьей.
Согласно принятому во исполнение Закона о ЗАТО пункту 30 Положению от 11.06.1996 N 693 (пункт 30)на территории закрытого образования зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства) осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования. Юридические лица в своей деятельности, как правило, используют трудовые ресурсы закрытого образования.
Создание на территории закрытого образования юридических лиц (филиалов, представительств) с участием иностранных юридических и физических лиц и (или) иностранным капиталом осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом Положение от 11.06.1996 N 693 не содержит императивного требования о необходимости выполнения работ (оказания услуг) для потребностей жителей закрытого образования исключительно лицами, зарегистрированными на территории названного ЗАТО.
Деятельность в контролируемой зоне юридических лиц (филиалов, представительств) с иностранными инвестициями и (или) с участием иностранных юридических и физических лиц обеспечивается, как правило, гражданами Российской Федерации.
Пунктом 25 раздела IV Постановления Правительства РФ от 11.06.1996 N 693 предусмотрено, что в случае необходимости въезда в целях производственной необходимости или удовлетворения социально-культурных и иных потребностей населения закрытого образования в связи с нуждами объекта в запретную зону либо контролируемую зону категории "А" (для временного пребывания, не требующего соответствующей регистрации) разрешение на въезд граждан Российской Федерации выдается руководителем объекта.
В случае необходимости въезда в контролируемую зону категории "А" для временного пребывания, не требующего соответствующей регистрации, в целях производственной необходимости или удовлетворения социально-культурных и иных потребностей населения закрытого образования, за исключением случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта, разрешение на въезд граждан Российской Федерации выдается руководителем органа местного самоуправления закрытого образования.
Пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определен порядок государственной регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Постановка юридического лица на учет в налоговых органах по месту нахождения его обособленного подразделения (или филиала) не может быть расценена в качестве регистрации юридического лица в смысле, придаваемом указанными выше нормами.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о том, требование об обязательной регистрации юридического лица (или филиала) на территории ЗАТО г. Заречный для осуществления предпринимательской деятельности законодательством не установлено.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы по запросу антимонопольного органа Муниципальным Заказчиком представлен перечень проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) торгов на предмет выполнения работ по капитальному ремонту дорог за период с января 2013 года по декабрь 2013 года.
За указанный период Муниципальным Заказчиком проводилось 2 открытых аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог ЗАТО г. Заречного Пензенской области (извещение N 0355300104913000003, N 03553001049130000006).
Документацией вышеуказанных открытых аукционов были предусмотрены требования к участникам размещения заказа о регистрации на территории ЗАТО г. Заречного.
Согласно протоколов поведения итогов вышеуказанных открытых аукционов в электронной форме в соответствии с частью 21 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вышеназванные торги признаны несостоявшимися по причине подачи единственной заявки.
Данный факт свидетельствует о том, что включение Муниципальным Заказчиком требования о регистрации участников размещения заказа на территории ЗАТО г. Заречного привело к ограничению конкуренции, в частности к ограничению числа участников размещения заказа.
На момент рассмотрения настоящей жалобы на участие в рассматриваемом Электронном аукционе (извещение N 0355300104914000006) не подано ни одной заявки.
Комиссией Управления установлено, что в большинстве случаев при проведении Федеральным государственным унитарным предприятием научно-производственным центром "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" торгов, запроса котировок цен на товары признаны победителями юридические лица, фактически находящиеся за пределами ЗАТО г. Заречного Пензенской области.
При этом, Федеральное государственное унитарное предприятие научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" руководствуется "Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37, разработанном в соответствии с Законом о ЗАТО и Положением от 11.06.1996 N 693, в котором требование к участникам закупки о регистрации юридического лица (филиала, представительства) не установлено.
С учетом изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что Муниципальный Заказчик, установив в аукционной документации требование к участнику электронного аукциона о регистрации юридического лица (филиала, представительства) в ЗАТО г. Заречного, нарушил часть 1, 2 статьи 8 и часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 8 статьи 105, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Колизей" на действия Муниципального Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства г. Заречного Пензенской области" при проведении Электронного аукциона обоснованной.
2. Признать Муниципального Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства г. Заречного Пензенской области" нарушившим часть 1, 2 статьи 8, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Муниципальному Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства г. Заречного Пензенской области" предписание об устранении нарушения статьи 8, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и внесении изменений в документацию об Электронном аукционе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному лицу Управления.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Управления |
Т.В. Бутузова |
Член Комиссии Управления: |
В.А. Володин
М.В. Анохина |
|
С.В. Рытухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 11 марта 2014 г. N 3-22/31-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2014