Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0856100000214000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856100000214000001 Заказчиком проводился открытый конкурс на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении N 1 к разделу 4 "Сведения по конкурсу".
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Данный критерий состоит из следующих подкритериев:
3.1 Предмет оценки - деловая репутация участника закупки |
Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 40 баллов. Надежность участника закупки (рейтинг рейтингового агентства "Эксперт РА" на дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 30 баллов. Рейтинг финансовой устойчивости (наличие свидетельства (свидетельств) о присвоении рейтинга финансовой устойчивости) |
3.2 Предмет оценки - Опыт участника закупки в страховании ОСАГО юридических лиц |
Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 30 баллов. Количество лет по оказанию услуг по страхованию ОСАГО юридических лиц |
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами жалобы, что конкурсная документация в нарушение требований п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках не содержит конкретный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по указанному выше критерию.
В частности, из содержания конкурсной документации не ясно, каким образом определяется количество баллов, присвоенных участнику конкурса по данному критерию в пределах указанного максимального значения баллов, не ясно какое количество баллов за какое количество документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса присваивается. Более того, в документации не указано (подкритерий Деловая репутация участника закупки), какие именно документы должны быть представлены.
Комиссия отмечает, что данные обстоятельства не исключают произвольное проставление членами Конкурсной комиссии баллов участникам закупки в пределах заданных значений по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в связи с этим действия Заказчика противоречат действующему законодательству о закупках, а именно п.9 ч. 1 ст.50 Закона о закупках.
Согласно Приложению N 1 "Критерии оценки заявок участников закупки" к разделу 4 "Сведения по конкурсу" одним из критериев является "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". При этом, Заказчиком указано следующее:
Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 25 баллов - Наличие собственной круглосуточной диспетчерской службы.
Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 25 баллов - Закрепление персонального менеджера для решения всех возникающих вопросов по исполнению контракта.
Довод Заявителя о том, что установленные положения противоречат требованиям Закона о закупках, отклоняется Комиссией, как несостоятельный, поскольку из конкурсной документации очевидно, что при наличии собственной круглосуточной диспетчерской службы, при закреплении персонального менеджера для решения всех возникающих вопросов по исполнению контракта, участнику закупки будет присвоено именно 25 баллов, а при отсутствии таковой и не закреплении менеджера - 0 баллов.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах" на действия ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0856100000214000001), обоснованной в части нарушений требований Закона о закупках при формировании порядка оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2. Признать в действиях ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю" нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Выдать ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю", выдать предписание Конкурсной комиссии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУМВД России по Пермскому краю".
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 марта 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2014