Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Зарубин А.С., помощник руководителя Управления,
члены комиссии:
- Ахметова В.Р., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Пискунова К.С., специалист 1 разряда отдела контроля закупок,
в присутствии: представителей МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" - Капитанова С.Н., Самарова А.Н. (по доверенности),
в отсутствие: представителя ООО "СТРОМ" (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОМ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ Юго-Камский детский сад N 3 (ремонт пищеблока, выполнение предписаний Госпожнадзора, доступности для маломобильных групп населения) (извещение N 0156300051313000065),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Аукционной комиссии, а именно: Аукционная комиссия признала вторые части заявок ООО "Мастер-М" и ООО "Производство Эластопласт" соответствующими требованиям документации о торгах. Заявитель полагает, что во второй части заявки вышеуказанные участники не представили свидетельство, выданное саморегулируемой организацией на выполнение работ являющихся предметом аукциона.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300051313000065 Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ Юго-Камский детский сад N 3 (ремонт пищеблока, выполнение предписаний Госпожнадзора, доступности для маломобильных групп населения).
Согласно требованиям документации о торгах вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе документы и копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в открытом аукционе в электронной форме, или копии таких документов:
- действующее свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
На все виды работ возможно привлечение субподрядных организаций при наличии у участника размещения заказа допуска выданного саморегулируемой организацией на работы по организации строитель-ства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а именно пункт 33.3.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч.6 ст. 41.8 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;
3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;
4) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;
5) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;
6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке;
7) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации;
8) сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах, номера записей исполненных контрактов из реестра контрактов, копии исполненных контрактов, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким контрактам при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено такое обязательное требование к участникам размещения заказа как соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Исходя из смысла указанных норм права, Комиссия приходит к выводу о том, что если условия документации о торгах предусматривают проведение работ, которые содержатся в Приказе N 624, следовательно, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен представить в составе заявки на участие в тограх свидетельство о допуске к названным работам.
Комиссия установила, что свидетельство СРО требуется для выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ), и, содержатся в Приказе N 624, а именно пункт 33.3. Свидетельство СРО предоставляется Подрядчиком как при выполнении работ лично, так и с привлечением субподрядных организаций. Согласно документации Заказчиком представлена возможность участникам размещения заказа выполнять работы, которые являются предметом торгов, как лично, так и с привлечением субподрядных организаций. Следовательно, участник должен иметь свидетельство СРО с п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство", а также допуск к видам работ, которые связанны с предметом торгов, если выполняются работы лично. Вместе с тем, документация должна содержать требование к видам работ, которые будут выполняться Подрядчиком при выполнении работ самостоятельно и на которые должно быть получено свидетельство СРО.
Комиссия отмечает, что в документации не установлены требования к видам работ, на которые участник размещения заказа должен представить свидетельство СРО при выполнении работ лично. При составлении документации на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Заказчик в обязательном порядке должен установить требование о предоставлении свидетельства СРО с указанием конкретных видов работ, на которые участник размещения заказа должен иметь разрешение. Следовательно, требование о предоставлении свидетельства СРО сформулированное Заказчиком не соответствует требованиям законодательства.
Таким образом, Заказчик не надлежащим образом установил обязательное требование к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, нарушил п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 241аи от 03.03.2014 г. при рассмотрении вторых частей заявок Аукционная комиссия признала заявки ООО "Мастер-М" и ООО "Производство Эластопласт" соответствующими требованиям документации о торгах. Победителем признан участник, предложивший наименьшую цену контракта - ООО "Мастер-М".
В соответствии с ч. 19 ст. 41.10 Закона о размещении заказов, протокол проведения открытого аукциона в электронной форме размещается оператором электронной площадки на электронной площадке в течение тридцати минут после окончания открытого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона и ранжированные по мере убывания (в случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи, - по мере возрастания) с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые поданы участниками открытого аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
В соответствии с ч. 20 ст. 41.10 Закона о размещении заказов, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 19 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику, в уполномоченный орган такой протокол и вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных участниками открытого аукциона в электронной форме, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 19 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в открытом аукционе в электронной форме принимали участие менее десяти участников открытого аукциона, вторые части заявок на участие в открытом аукционе, поданных такими участниками открытого аукциона, а также документы указанных участников, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого же срока оператор электронной площадки обязан направить также уведомление указанным участникам открытого аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 настоящего Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
При анализе представленных документов Комиссией установлено, что заявки вышеуказанных участников не содержали свидетельство СРО и потому не соответствовали требованиям Закона о размещении заказов. Формально Аукционная комиссия должна была отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО "Мастер-М" и ООО "Производство Эластопласт" за непредставление документов подтверждающих соответствия участников требованиям документации о торгах и требованиям законодательства, следовательно, не совершив такие действия, Аукционная комиссия нарушила ч. 1 ст. 41.11 и п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, требование установленное Заказчиком в части предоставления свидетельства СРО п. 33.3 как при выполнении работ лично, так и с привлечением субподрядных организаций, также признается Комиссией УФАС России не соответствующим требованиям законодательства, и отказ Аукционной комиссии вышеуказанным участникам на основании данного несоответствия был бы не законным. Следовательно, нарушение Заказчика и Аукционной комиссии в совокупности не повлияло на результат торгов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОМ" на действия аукционной комиссии МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ Юго-Камский детский сад N 3 (ремонт пищеблока, выполнение предписаний Госпожнадзора, доступности для маломобильных групп населения) (извещение N 0156300051313000065) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований ч.1 ст.41.11 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях аукционной комиссии МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.1 ч.6 ст.41.11 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
5. Предписание аукционной комиссии МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района", МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение Закона о размещении заказов не повлияло на результат торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 марта 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2014