Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-М" (далее - Заявитель) на действия КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по приспособлению памятника архитектуры "Театр драматический" для современного использования (реконструкция сценического комплекса большого зрительного зала) расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Ленина, д.53 (извещение N 1056200000214000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056200000214000001 Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение работ по приспособлению памятника архитектуры "Театр драматический" для современного использования (реконструкция сценического комплекса большого зрительного зала) расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Ленина, д.53.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пп "г" ч.2 ст.51 Закона о закупках обозначено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Во исполнение указанных выше норм, Заказчиком в документации о закупке (п.13 п.п.3.3.1) установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
1.Наличие лицензии, выданной Министерством культуры РФ "На осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации" действующей как минимум до декабря 2014 г. со следующими видами: работ: a. Приспособление инженерных систем и оборудования b. Приспособление систем энергообеспечения (далее - лицензия, выданная Министерством культуры),
2. Наличие лицензии, выданной МЧС РФ "На осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Лицензия МЧС).
3. Копия действующего свидетельства о допуске к определенным видам или виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство), согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624, выданного саморегулируемой организацией, на виды работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство (далее - свидетельство СРО).
При этом, согласно п.п.3.3 п.22 "Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе" (п.п. "г"), заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в пунктах 13 и 14 Информационной карты конкурса, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в подпункте 3-8 пункта 12 Информационной карты конкурса.
В соответствии с п.п.2 п.5.2.4 Раздела 5 документации о закупке, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае непредставления указанных в п.22 Информационной карты конкурса информации и документов, либо наличия в такой информации и документах недостоверных сведений об участнике открытого конкурса, объекте закупки.
Таким образом, принять участие в данной закупке может только участник, обладающий одновременно и лицензией, выданной Министерством культуры, и лицензией МЧС, и свидетельством СРО.
Виды работ, которые необходимо выполнить потенциальному победителю, установлены Заказчиком в Разделе 3 "Техническое задание". Как указано выше, предметом закупки являются работы по приспособлению памятника архитектуры "Театр драматический" для современного использования (реконструкция сценического комплекса большого зрительного зала).
В п.3 Технического задания предусмотрены работы по реконструкции нижнего механического оборудования сценического комплекса большого зрительного зала Пермского академического Театра-Театра (этап изготовления и монтажа). Среди работ, которые предусмотрены Техническим заданием, поименованы, в том числе, монтаж по всех реконструируемых помещениях противопожарной сигнализации, системы пожаротушения, системы оповещения при пожаре.
В соответствии с ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. N14-ФЗ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно положению, обозначенному в п.п.3.8.1 п.3.8 Раздела 3 документации о закупке, Исполнитель вправе привлекать к исполнению Контракта третьих лиц в порядке, предусмотренном проектом Контракта. В соответствии с п. 2.3 проекта контракта Подрядчик обязан осуществлять работы, включая обеспечение строительства Объекта оборудованием в объеме, поручаемом Заказчиком (далее Работа) собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями настоящего Контракта и утвержденной Заказчиком научно-проектной документацией.
Согласно п.5.25 проекта Контракта, Подрядчик несёт ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядными организациями, привлекаемыми Подрядчиком для выполнения работ на Объекте по отдельно заключенным Контрактам, не вовлекая во взаимоотношения со своими контрагентами Заказчика.
В соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Из пунктов 92 - 93 Приказа Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования о реставрации недвижимых памятников истории и культуры" следует, что на недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ:
а) консервация;
б) реставрация;
в) воссоздание;
г) ремонт;
д) приспособление.
При этом приспособлением признается комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.
При этом консервация, реставрация, ремонт и приспособление осуществляются на памятнике в различных сочетаниях и именуются ремонтно-реставрационными работами.
Все виды производственных, исследовательских и проектных работ, проводящихся на памятниках, независимо от характера и объема, представляют единый процесс.
Ремонтно-реставрационные работы на памятниках осуществляют специализированные научно-реставрационные производственные организации, которым государственными органами охраны памятников предоставлено право выполнять работы данного профиля.
Статьей 41 Закона N 73-ФЗ также предусмотрено, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно пункту 3 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2013 г.) (далее - Закон N 73-ФЗ) к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Порядок получения специального разрешения - лицензии, выданной Министерством культуры, регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". При этом, в Перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющимся Приложением к поименованному выше Положению о лицензировании, наряду с иными видами работ, имеются виды работ, которые обозначены Заказчиком в документации о закупке, а именно: приспособление инженерных систем и оборудования (п.30), приспособление систем электрообеспечения (п.31).
То обстоятельство, что здание Пермского академического Театра-Театра представляет собой объект культурного наследия регионального значения подтверждается как представителями Заказчика, так и материалами жалобы, а именно, Охранным обязательством N 55 по недвижимому памятнику истории и культуры от 25.04.2011 г., согласно п. 2 которого, КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" в лице и.о. художественного руководителя Милютина Ю.А., действующего, в том числе, на основании, Закона Пермского края от 07.07.2009 г. N 451-ПК "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края", обеспечивает режим содержания памятника, а также проведение ремонтно-реставрационных работ.
Представителями Заказчика не опровергнуто то обстоятельство, что работы, поименованные в Техническом задании, по своему содержанию являются работами по сохранению памятника культурного наследия, то есть могут осуществляться только лицами, имеющими специальное разрешение.
При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о том, что установление требования о наличии у участника закупки лицензии, выданной Министерством культуры, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установление о предоставлении наряду с поименованной выше лицензией, лицензии МЧС и свидетельства СРО, не соответствуют требованиям Закона о закупках, ограничивают количество участников размещения заказа.
Делая такой вывод, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, свидетельство СРО является специальным разрешением, позволяющим выполнять виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, поименованные в Приказе N 624.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно Перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и сооружений (Приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225), выполнение работ, связанных с установкой пожарной сигнализации, которые, как указано выше, необходимо выполнить потенциальному победителю, является составной указанной деятельности.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что основной объем работ относится к работам по реставрации памятника культурного наследия. Однако, согласно положениям Технического задания документации о закупке, в ее предмет входят и сопутствующие работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также работы, связанные, в частности, с установкой пожарной сигнализации, для выполнения которых, необходимо свидетельство СРО и лицензия МЧС, соответственно. Вместе с тем, какие именно положения документации предусматривают выполнение этих работ, представитель Заказчика пояснить не смог.
Так или иначе, из смысла приведенных выше норм законодательства следует, что наличие лицензии, выданной Министерством культуры, позволяет лицу выполнять работы по реставрации памятника культурного наследия, а право этого лица привлекать субподрядные организации может быть реализовано с целью привлечения третьих лиц, обладающих свидетельством СРО и лицензией МЧС, в случае, если непосредственно участник закупки такими разрешениями не обладает.
Данный вывод Комиссии Пермского УФАС России подтверждаются письмом НП "Строители Урала" от 24.03.2014 г.
Исходя из изложенного, Заказчик, установив в документации исключительное требование об обладании участником закупки и представлении в составе заявки сразу трех специальных разрешений, с одновременным разрешением привлечения к выполнению работ субподрядных организаций, нарушил требования п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, что могло привести к ограничению количества участников размещения заказа.
Указанный вывод подтверждается, в том числе тем, что, не смотря на конкурентный рынок строительства, сложившийся на территории Пермского края, на участие в открытом конкурсе с начальной (максимальной) ценой контракта 197 713 830 руб., было подано лишь две заявки, а допущен к участию в открытом конкурсе один хозяйствующий субъект (протокол N 5 от 19.03.2014 г.).
Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России обращает внимание Заказчика, что содержание подкритерия "Наличие собственных финансовых ресурсов (предоставление графика оплаты)" не соответствует требованиям Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа-М" на действия КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по приспособлению памятника архитектуры "Театр драматический" для современного использования (реконструкция сценического комплекса большого зрительного зала) расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Ленина, д.53 (извещение N 1056200000214000001) обоснованной.
2. Признать в действиях КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" нарушение п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Выдать КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных КГАУК "Пермский академический Театр-Театр", выдать предписание Конкурсной комиссии КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" .
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц КГАУК "Пермский академический Театр-Театр" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 марта 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2014