Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Магистраль" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "ГДП N 3" (далее - Заказчик) при проведении торгов на оказание транспортных услуг (извещение N 0356300018413000053),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300018413000053 Заказчиком проводились торги на оказание транспортных услуг.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 28.02.2014 г., вторая часть заявки ООО "Магистраль" признана соответствующей требованиям документации о торгах. ООО "Магистраль" признано победителем открытого аукциона в электронной форме.
Согласно п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на двадцать процентов размер аванса и не может быть менее чем размер аванса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены.
Частью 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
На основании требований Закона о размещении заказов, Заказчиком в Разделе 7 документации о торгах установлен размер обеспечения исполнения договора: 5 % начальной (максимальной) цены контракта. Срок предоставления обеспечения исполнения договора - и предоставляется в следующем порядке: в течение пяти дней со дня получения проекта договора участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора, или протокол разногласий. Обеспечение исполнения договора предоставляется в сроки, определенные статьей 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Договор заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор:
- безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией,
- передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита)
в размере обеспечения исполнения договора, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Способ обеспечения исполнения договора определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, является бюджетное учреждение, предоставление обеспечения исполнения договора не требуется.
В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение исполнителем своих обязательств по договору, соответствующий исполнитель должен в течение 3 (трех) банковских дней предоставить заказчику иное (новое) обеспечение исполнения договора на тех же условиях и в том же размере. Безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, обеспечивающая все обязательства участника размещения заказа по договору.
Согласно требованиям указанного раздела, безотзывная банковская гарантия - выданная банком или иной кредитной организацией, обеспечивающая все обязательства участника размещения заказа по контракту.
Статьей 368 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства) (пункт 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Комиссией установлено, что в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору ООО "Магистраль" была предоставлена скан-копия банковской гарантии N БГ 50304-0415-2014, выданная 11.03.2014 г. КБ "Еврокапитал-Альянс" (ООО) (далее - банковская гарантия), подписанная ЭЦП.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что сомнений в том, что банковская гарантия является подлинной, не возникло, вместе с тем, поскольку Заказчик был не согласен в с положениями, указанными в п.8 банковской гарантии, 20.03.2014 г. был составлен протокол N 1 об отказе от заключения договора, согласно которому, Заказчик посчитал победителя аукциона уклонившимся от заключения гражданско-правового договора в связи с не предоставлением обеспечения исполнения гражданско-правового договора в срок, установленный документацией об аукционе. Банковская гарантия не соответствует требованиям документации об аукционе и действующему законодательству, не позволяет реализовать ее обеспечительную функцию по исполнению гражданско-правового договора. Цель банковской гарантии - обеспечительная. Пунктом 8 банковской гарантии N БГ 50304-0415-2014 от 11.03.2014 г. установлено, что письменное требование Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии должно быть направлено Гаранту по адресу, указанному в преамбуле настоящей банковской гарантии, с приложением оригинала банковской гарантии. Однако данный пункт является невыполнимым, так как заказчик не может предъявить оригинал банковской гарантии. Данное требование нарушает права и интересы Заказчика. Таким образом, представленная банковская гарантия не позволяет реализовать ее обеспечительную функцию в связи с имеющимися в ней формулировками.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Заявителем представлена на обозрение подлинная банковская гарантия. К материалам жалобы также приобщены договор о банковской гарантии от 04.03.2014 г., акт приема-передачи к договору о предоставлении банковской гарантии от 11.04.2014 г., письмо КБ "Еврокапитал-Альянс" (ООО), в котором указаны реквизиты, по которым ООО "Магистраль" необходимо перечислить денежные средства за оплату проверки, финансового анализа, оформления документов и предоставление банковской гарантии. Представитель Заявителя пояснил, что был готов и готов в настоящее время передать подлинник банковской гарантии Заказчику. Однако, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика от получения подлинной банковской гарантии отказался. Кроме того, представитель ООО "Магистраль" пояснил, что в день составления протокола об отказе от заключения контракта, в ходе телефонного разговора, он спрашивал представителя Заказчика о том, нужны ли еще какие-то документы. О том, что необходимо предоставить подлинник банковской гарантии представитель Заказчика не сообщила.
Согласно ч 6 ст.41.12 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 11 ст.41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что действия Заказчика противоречат нормам Закона о размещении заказов.
Во-первых, банковская гарантия, направленная ООО "Магистраль" в срок, установленный Законом о размещении заказов, соответствует требованиям, обозначенным в документации о торгах, во-вторых, как указано выше, подлинность банковской гарантии Заказчиком под сомнение не ставилась. Кроме того, в Законе о размещении заказов нет указания на то, что победителем торгов должен быть передан именно подлинник банковской гарантии. Заслуживает внимания и довод Заявителя о том, что он был готов передать подлинник банковской гарантии Заказчику в любое время.
Довод представителя Заказчика, нашедший отражение в протоколе об отказе от заключения контракта, о том, что банковская гарантия (ее скан-копия) не соответствует требованиям документации, требованиям Закона о размещении заказов, не обеспечивает реализацию ее обеспечительной функции, отклоняется Комиссией по основаниям, указанным выше.
При указанных обстоятельствах, поскольку ООО "Магистраль" исполнена обязанность о предоставлении обеспечения исполнения контракта, Заказчиком нарушены требования ч.6 и ч.11 ст.41.12 Закона о размещении заказов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магистраль" на действия МБУЗ "ГДП N 3" при проведении торгов на оказание транспортных услуг (извещение N 0356300018413000053) обоснованной.
2. Признать в действиях МБУЗ "ГДП N 3" нарушение ч.6 ст.41.12 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях МБУЗ "ГДП N 3" нарушение ч.11 ст.41.12 Закона о размещении заказов.
4. Выдать МБУЗ "ГДП N 3" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. В целях устранения нарушений требований Закона о размещении заказов, допущенных МБУЗ "ГДП N 3", выдать предписание Оператору электронной площадки.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МБУЗ "ГДП N 3" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 марта 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2014