Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 февраля 2014 г. N 217/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N217/03 о нарушении норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300051813000030 "Строительство дошкольной образовательной организации Боковского района на 120 мест, Боковское с/п", в присутствии представителей Заказчика (Говорухина А.А., Лиховидовой Л.А.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона ч.3.1 ст.34 Закона, ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) путем объединения в один лот строительно-монтажных работ и товаров различного назначения.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал, что документация об аукционе размещена на сайте в соответствии с проектно-сметной документацией (далее - ПСД), полученной от проектировщика, который в ПСД не разделил поставляемое оборудование на монтируемое и немонтируемое. Заказчик 15.01.2014 года направил в адрес проектной организации письмо с предложением выделить из состава ПСД немонтируемое оборудование в отдельную смету. В настоящее время проектная организация представила Заказчику новые локальные сметы, в которых отдельно описаны товары, технологически не связанные со строительными работами. На официальном сайте на момент рассмотрения жалобы новые сметы не размещены. Заказчик планирует внести изменения в документацию об аукционе после подготовки новой редакции данной документации с учетом новых локальных смет, изготовленных проектной организацией в феврале 2014 года. В первоначальной смете было 137 позиций, в новой смете Заказчик в качестве немонтируемого оборудования выделил 99 позиций, для того, чтобы в последствие произвести закупку данного оборудования путем проведения новых торгов. Заказчик указал, что он вправе принять решение о внесении изменений в действующую документацию об аукционе в срок до 14.02.2014 года, т.е. за 5 дней до окончания срока подачи заявок, который установлен 20.02.2014 года в 09 часов 00 минут. Заказчик также указал, что при размещении настоящего заказа он действовал с соблюдением требований Закона, цели ограничения прав и законных интересов участников у него не имеется, нарушения, указанные в жалобе, обязуется устранить.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498 (далее - Регламент), по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300051813000030 (в редакции N4 от 04.02.2014 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 124 838 510,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 20.02.2014 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно жалобе Заявителя, в один лот Заказчиком включены:
- работы по строительству дошкольной образовательной организации;
- товары, в т.ч. оборудование различного назначения, не имеющие технологической и функциональной связи с этими работами (оборудование для прачечной, технологическое оборудование, электронной оборудование).
По данному доводу жалобы Заказчик сообщил следующее.
Проектно-сметная документация на "Строительство дошкольной образовательной организации Боковского района на 120 мест, Боковское с/п" разработана в полном соответствии с действующим законодательством.
По мнению Заказчика, исключение из ПСД отдельных позиций или разделов, функционально и технологически не связанных со строительством на момент размещения документации было невозможно, поскольку данные товары изначально входили в состав ПСД.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что он признает доводы жалобы, но соответствующие изменения в документацию об аукционе он не успел внести и разместить их на официальном сайте, в связи с нехваткой времени.
Представитель Привлеченного лица по доводам жалобы свою позицию не изложила.
Правовая позиция Заказчика не может быть поддержана ввиду следующего.
В подразделе 7 "Технологические решения" раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" проекта, размещенного на официальном сайте Заказчиком, указаны в т.ч. товары, перечисленные Заявителем: оборудование для прачечной, технологическое оборудование, электронное оборудование.
Кроме того, в той же спецификации оборудования указано более 50 товаров, не указанных в жалобе Заявителя, в т.ч.:
- матрац (позиция 2 листа 1 спецификации оборудования);
- стул детский (позиции 4,5 листа 1 спецификации оборудования);
- стол письменный (позиция 10 листа 1 спецификации оборудования);
- стул полумягкий (позиция 11 листа 1 спецификации оборудования);
- тележка для белья (позиция 33 листа 3 спецификации оборудования);
- швейная машинка (позиция 36 листа 4 спецификации оборудования);
- кушетка смотровая (позиция 42 листа 4 спецификации оборудования);
- весы медицинские (позиция 47 листа 4 спецификации оборудования);
- ростомер (позиция 48 листа 4 спецификации оборудования).
- тумба прикроватная (позиция 53 листа 4 спецификации оборудования);
- пианино (позиция 62 листа 6 спецификации оборудования);
- зеркало настенное (позиция 67 листа 6 спецификации оборудования);
- мат разноцветный, канат для лазанья, щит баскетбольный с кольцом и сеткой, щит для метания в цель, мат гимнастический, бревно гимнастическое (позиции б/н листа 6 спецификации оборудования);
- доска интерактивная 80" в комплекте с компьютером (позиция 69 листа 7 спецификации оборудования);
- телевизор ЖК диаг. 55" для муз. зала, напряжение, В - 220, мощность, кВт - 0,3 (позиция 70 листа 7 спецификации оборудования);
- профессиональный мультиформатный караоке плеер (позиция 71 листа 7 спецификации оборудования);
- весы настольные (позиция 96 листа 8 спецификации оборудования);
- персональный компьютер (позиция 129 листа 11 спецификации оборудования);
- стол письменный (позиция 130 листа 11 спецификации оборудования);
- кресло для руководителя (позиция 131 листа 11 спецификации оборудования).
Данные товары предусмотрены также в п.п.2, 4, 10, 11, 29, 32, 37, 42, 43, 48, 54, 59, 64-70, 104, 106 локальной сметы N02-01-05 "Приобретение и монтаж оборудования, Детский сад на 120 мест" ПСД.
Частью 2.1 ст.10 Закона установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В силу ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям ч.ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч.2 ст.8 Закона участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, при размещении заказов заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако, данное право должно реализовываться с соблюдением установленного ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ запрета на объединение в один лот оборудования, технологически и функционально не связанного между собой; указанных в ч.2 ст.8. ч.1 ст.41.6, ч.3.1 ст.34 запретов и ограничений.
Это обусловлено, в частности, тем, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам товаров при проведении торгов ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять в них участие, поскольку, исходя из п.1 ч.4 ст.41.6, ч.4 ст.41.8, ч.4 ст.41.9 Закона, положений документации об аукционе участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае, если его заявка не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
При этом Законом не предусмотрено заключение контракта на поставку части товаров и (или) выполнение части работ, включенных в единый лот аукциона.
Имеющаяся у Заказчика потребность как в работах по строительству, так и в перечисленных в настоящем решении товарах сама по себе не означает, что данные товары неразрывно связаны с объектом строительства, в т.ч. работами по строительству этого объекта, т.е. находятся в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой неизбежно должны закупаться вместе.
Обоснование позиции Заказчика, изложенное его представителем на заседании Комиссии, не доказывает наличия такой неразрывной технологической и функциональной связи.
В частности, Заказчиком не представлены обоснования того, что работы по строительству и перечисленные товары не могут закупаться раздельно, различными лотами, в т.ч. не следует возможность поставки и установки данных товаров только неизбежно вместе с работами по строительству.
Согласно п.1 ст.4 Закона N135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с п.13 ст.1 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Перечисленные в настоящем решении товары, изложенные в ПСД Заказчика, имеют различное функциональное назначение, выраженное в наименовании каждого товара.
При этом в силу ч.2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 7 ст.55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, исходя из планируемой стоимости работ по организации строительства (по одному договору).
Требование о представлении участником размещения заказа во второй части аукционной заявки копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства установлено Заказчиком в п.7 Информационной карты документации об аукционе.
В то же время поставка товаров, перечисленных в настоящем решении, не требует наличия названного свидетельства; членства участника размещения заказа в саморегулируемых организациях; уплаты взносов в определенных ч.7 ст.55.16 ГрК РФ размере и порядке.
Следовательно, законодателем предусмотрены различные условия введения в оборот (в т.ч. для нужд заказчиков) работ по строительству и товаров, перечисленных в настоящем решении позициях спецификации оборудования.
Необходимость готовить пищу, смотреть телевизор, играть на пианино, осуществлять взвешивание и т.д., т.е. использовать перечисленные в спецификации и изложенные в настоящем решении товары по их назначению, не исключает раздельной закупки этих товаров и работ по строительству.
Таким образом, доводы Заказчика не доказывают наличия между этими работами и товарами неразрывной технологической и функциональной связи, требующей их закупки только единым лотом, в т.ч. необходимости изменения предусмотренных ПСД конструктивных решений объекта строительства в случае раздельной закупки этих товаров (например, телевизора, пианино, персонального компьютера, мебели и т.д.) и работ по строительству.
Изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела указывают на то, что объединив в один лот работы по строительству и товары, указанные в п.4.1 настоящего решения, Заказчик тем самым нарушил ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ.
Данное объединение, т.е. требование Заказчика о выполнении работ и поставке товаров, перечисленных в настоящем решении, в рамках единого лота (а соответственно, и единого контракта), привело к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт в части данных товаров, но не в части работ по строительству.
Одним из таких лиц является ООО "Комплект сервис", которое согласно его жалобе не имеет вышеуказанного свидетельства и опыта работ по строительству; при этом имеет возможность удовлетворить потребность Заказчика в товарах.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст.41.6 Закона.
Позиция Ростовского УФАС России по настоящему делу подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.09.2011 г. N3913/2011, согласно которому объединение в один лот работ по строительству с работами, которые могут быть выполнены отдельно, ограничивает число потенциальных участников размещения заказа и лишает часть потенциальных участников (в т.ч. заявителей жалоб) возможности подать заявку на участие в торгах; Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2012 г. по делу NА53-629/2012, согласно которому такое объединение "нарушает права и законные интересы участников размещения заказа, специализирующихся на отдельных видах работ".
Применительно к товарам аналогичная правовая позиция изложена в:
- Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2010 г. по делу NА53-13570/2009;
- Решении Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2013 г. по делу NА53-30620/2012.
В составе документации об аукционе Заказчик предусмотрел раздел 10 "Техническое задание", в котором указал следующее:
_________________________________________________________________
Раздел 10. Техническое задание
на выполнение работ по объекту капитального строительства "Строительство дошкольной образовательной организации Боковского района на 120 мест, Боковское с/п"
Проектно-сметная документация, в т.ч. локальные сметы, являются неотъемлемой частью документации отрытого аукциона в электронной форме технического задания. Данная документация размещена в полном объеме на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru.
*Для корректного открытия заархивированных файлов необходимо загрузить их в одну папку и после этого распаковать архив.
__________________________________________________________________
Учитывая, что проектно-сметная документация является самостоятельным разделом документации об аукционе и размещена на официальном сайте отдельными файлами, то техническое задание, как самостоятельный раздел, позволяющий участникам подготовить заявку для участия в аукционе, в составе документации фактически отсутствует.
Вместе с тем в п.8 Информационной карты "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" Заказчик установил следующее:
"Информация указана в техническом задании (раздел 10 документации открытого аукциона в электронной форме)".
Учитывая начальную (максимальную) цену контракта - 124 838 510 рублей и объем строительных работ, подлежащий выполнению в ходе исполнения контракта, техническое задание, подготовленное Заказчиком не содержит требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика, а является по своему содержанию отсылочным к разделам проектно-сметной документации, которая размещена Заказчиком с нарушениями Закона, изложенными в настоящем решении.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст.41.6 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании названного аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 февраля 2014 г. N 217/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2014