Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 февраля 2014 г. N 214/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N214/03 о нарушении норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300045113000312 "Строительство дошкольной образовательной организации на 160 мест г. Шахты (центр)", в присутствии представителя Заказчика (Салимовой В.Н.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона ч.3.1 ст.34 Закона, ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) путем объединения в один лот строительно-монтажных работ и товаров различного назначения. Доводом жалобы Заявителя также является отсутствие в документации об аукционе требований, установленных Заказчиком к оборудованию, указанному в Технической части документации.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал на необходимость использования в ходе строительных работ товаров, указанных в жалобе Заявителя, поскольку они, по мнению Заказчика, технологически связаны с работами по аукциону и должны быть установлены, смонтированы при строительстве. Поэтому данное оборудование Заказчиком включено в сметный расчет.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498 (далее - Регламент), по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300045113000312 (в редакции N4 от 12.02.2014 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 97 345 530,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 28.02.2014 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно жалобе Заявителя, в один лот Заказчиком включены:
- работы по строительству детского сада;
- товары, в т.ч. оборудование, наименование и характеристики которого в документации об аукционе не указаны.
По данному доводу жалобы Заказчик сообщил следующее.
Проектно-сметная документация (далее - ПСД) на "Строительство дошкольной образовательной организации на 160 мест г. Шахты (центр)" разработана в полном соответствии с действующим законодательством. Какое-либо оборудование, технологически и функционально не связанное со строительными работами, в документации об аукционе отсутствует. Однако изначально документация об аукционе была размещена на официальном сайте не в полном объеме - отсутствовали ряд разделов проекта и ряд локальных смет. Оборудование, требуемое к поставке в рамках данного аукциона на момент поступления жалобы Заявителя было указано только в IV разделе документации об аукционе "Техническая часть - расчет начальной (максимальной) цены контракта". При этом какое-либо описание данного оборудования в составе документации, размещенной на официальном сайте, отсутствовало. Учитывая судебную практику и позицию Ростовского УФАС России, Заказчик признает доводы жалобы Заявителя, просит при вынесении решения учесть добровольное устранение нарушений Закона, допущенных Заказчиком при проведении аукциона.
Представитель Привлеченного лица по доводам жалобы свою позицию не изложил.
В соответствии с ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
При этом в соответствии со ст. 41.8 Закона при рассмотрении заявок на участие в торгах участник размещения заказа не допускается к участию в торгах в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона, а также в случае если заявка участника размещения заказа на участие в торгах не соответствует требованиям документации о торгах.
Согласно п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об аукционе наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Исходя из этого, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 743 ГК РФ), регламентирующих условия договора строительного подряда, Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 48, 53 ГрК РФ), регламентирующих порядок организации и строительства (капитального ремонта зданий), Технического регламента в области строительства, предусмотренная ст.34, ч.4 ст.41.6 Закона обязанность заказчика о необходимости установления в документации об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ применительно к аукционам, на которых размещается заказ на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объекта капитального строительства, можно считать исполненной надлежащим образом, только в случае размещения им в составе документации об аукционе ПСД в полном объеме.
ПСД должна была быть включена в документацию об аукционе в полном объеме и так же в полном объеме размещена на официальном сайте Российской Федерации в составе документации об аукционе, так как все существенные условия и особенности выполнения работ по предмету контракта - строительство дошкольной образовательной организации, содержатся в ПСД.
Законодательство Российской Федерации в области строительства не предполагают возможности осуществления строительства с использованием только части проектной документации, а требуют ее соблюдения в полном объеме.
Строительные работы должны выполняться в соответствии с ПСД, при их выполнении должны использоваться материалы, оборудование, указанные в проектной документации, а их результат должен соответствовать требованиям проектной документации.
Кроме того, правильное составление заявки на участие в аукционе фактические невозможно без ознакомления с ПСД.
Аналогичная позиция по указанному вопросу высказана в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 15АП-2207/2011 по делу N А53-20147/2010, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 по делу N А05-19235/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А58-3760/2009.
В составе документации об аукционе в электронной форме в редакции N2 от 23.01.2014 года, действовавшей при подаче жалобы Заявителем (30.01.2014 года), не в полном объеме размещена проектно-сметная документация. Отсутствуют ряд локальных смет и разделов проекта, в которых описаны "оборудование, мебель, инвентарь" сметной стоимостью 17 787 890 рублей, указанные Заказчиком в сводном сметном расчете.
Таким образом, на дату подачи жалобы Заявителем, документация об аукционе в полном объеме на официальном сайте не была размещена.
Данное обстоятельство является препятствием для реализации целей регулирования Закона, приведенных в ч.1 ст.1 Закона, а именно, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
С учетом изложенного, размещение на официальном сайте Российской Федерации информации о размещении заказа путем проведения аукциона, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению, в ненадлежащем виде, является нарушением Заказчиком ч.4 ст.41.6 Закона.
В соответствии с п. 3.37 Регламента, комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, так как оно не повлияло на результат проведения торгов, поскольку устранено Заказчиком до рассмотрения жалобы.
Частью 2.1 ст.10 Закона установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В силу ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям ч.ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч.2 ст.8 Закона участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, при размещении заказов заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако, данное право должно реализовываться с соблюдением установленного ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ запрета на объединение в один лот оборудования, технологически и функционально не связанного между собой; указанных в ч.2 ст.8. ч.1 ст.41.6, ч.3.1 ст.34 запретов и ограничений.
Из документации, размещенной Заказчиком на официальном сайте (в редакции N2 от 23.01.2014 года) на момент подачи жалобы Заявителем, невозможно определить какое именно оборудование подлежит поставке наряду с выполнением строительных работ.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств объединения Заказчиком в один лот работ по строительству и поставки не связанных с ними по своим функциональным и техническим характеристикам товаров. И, как следствие этого, Заявитель не представил доказательств установления Заказчиком в документации об аукционе требований, влекущих сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах.
Таким образом, жалоба Заявителя в части объединения в один лот работ по строительству и поставки не связанных с ними по своим функциональным и техническим характеристикам товаров, является не обоснованной.
В документации об аукционе в редакции N4 от 12.02.2014 года, действующей на момент рассмотрения жалобы, отсутствуют требования Заказчика к поставке оборудования технологически и функционально не связанного со строительными работами, являющимися предметом настоящего аукциона.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч.4 ст.41.6 Закона.
3. В соответствии с п. 3.37 Регламента, комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, так как оно не повлияло на результат проведения торгов, поскольку устранено Заказчиком до рассмотрения жалобы.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.А. Михарская
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 февраля 2014 г. N 214/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2014