Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 марта 2014 г. N 474\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии М.А. Благодарев, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов, |
рассмотрев дело N474\03 о нарушении Заказчиком норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358100035014000018 "Выполнение работ по ремонту помещений для хранения техники в г.Волгограде", в присутствии: от Заказчика - О.М. Лымаря
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 12.03.2014 г. (вх.N4124) поступила жалоба Заявителя о неправомерном решении аукционной комиссии о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе по итогам рассмотрения вторых частей заявок.
Заказчик в возражении на жалобу (от 18.03.2014 г. N01-4\350) нарушения Закона отрицал, жалобу полагал необоснованной, указал на признание заявки Заявителя не соответствующей документации об аукционе в соответствии с ч.6 ст.69 Закона.
Заявитель представил ходатайство (от 17.03.2014 г. N20140317) о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Заявителя.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении электронного аукциона для закупки" от 19.02.2014 г. N0358100035014000018 (далее - Извещение):
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 27.02.2014 г. в 10-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 460 987,69 руб.
2. В силу ч.1 ст.69 Закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно ч.19 ст.68 Закона в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые 10 порядковых номеров, или в случае, если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников, вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные п.п.2 - 6, 8 ч.2 ст.61 Закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В рассматриваемом аукционе приняли участие 2 участника.
Как видно из "Протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N18\3" от 05.03.2014 г., заявка N6759684 (Заявителя) признана не соответствующей требованиям документации об аукционе по 2 основаниям:
"- участником не представлена лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- участником не представлена декларация об отношении к субъекту малого предпринимательства ст.30 п.3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ".
В соответствии с п.п.1, 2 ч.6 ст.69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п.1, 3 - 5, 7, 8 ч.2 ст.62, ч.ч.3 и 5 ст.66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
2) несоответствия участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст.31 Закона.
В силу ч.7 ст.69 Закона принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч.6 ст.66 Закона, не допускается.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п.п.1 и 2 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона.
Пункт 2 ч.5 ст.66 Закона процитирован Заказчиком в п\п.2 п.14 Информационной карты документации об аукционе.
2.1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.13 Информационной карты документации об аукционе к участникам закупки установлено требование: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (Копия лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства)".
В соответствии с п.3 Информационной карты, п.2.6 Проекта государственного контракта документации об аукционе объектом закупки являлись работы (с использованием товаров) в соответствии с Техническим заданием документации об аукционе.
Согласно п.п.103-129 Технического задания, Заказчику требовались в т.ч. работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приборов приемно-контрольных, извещателей ПС, аппарата управления и сигнализации, автоматических выключателей и т.д.).
В силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Во второй части заявки заявителя копии этой лицензии не имелось.
Следовательно, заявка Заявителя по данному основанию признана не соответствующей требованиям документации об аукционе на основании ч.6 ст.69 Закона, без нарушения ч.7 ст.69 Закона.
Довод Заявителя о том, что ему выдано Свидетельство о допуске к работам по организации строительства N3959 от 21.11.2011 г. (копия которого приложена к жалобе) необоснован независимо от содержания данного свидетельства - уже потому, что копия данного свидетельства не содержалась во второй части заявки Заявителя.
Довод Заявителя об установленном Заказчиком запрете на привлечение субподрядчиков к исполнению контракта также необоснован, поскольку противоречит действующим нормам права и фактическому содержанию документации об аукционе.
В силу ч.1 ст.706 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Как и сообщил представитель Заказчика при рассмотрении настоящего дела, документация об аукционе не содержит положений, запрещающих или разрешающих привлечение субподрядчиков к исполнению контракта, в т.ч. требований о выполнении контракта в полном объеме лично победителем аукциона.
Данный факт по правилам ч.1 ст.706 ГК РФ означает наличие возможности привлечь субподрядчиков к исполнению контракта.
Пункт 2.6 Проекта государственного контракта, обязывающий подрядчика выполнить работы "своими силами и материально-техническими средствами", указывает не на требование выполнить работы лично (ч.1 ст.706 ГК РФ), а на выполнение работ иждивением подрядчика (ч.1 ст.704 ГК РФ) - из его материалов, его силами и средствами.
2.2. В силу ч.1 ст.30 Закона:
- заказчики (за исключением отдельных случаев) обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком;
- такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу п.4 ст.42 Закона в извещении об осуществлении закупки должно содержаться (если иное не установлено Законом) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом.
В Извещении установлены:
- "ограничение участия в определении поставщика (исполнителя, подрядчика), установленное в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ: для субъектов малого предпринимательства
- преимущества: субъектам малого предпринимательства (в соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ)".
В соответствии с п.5 ч.5 ст.66 вторая часть заявки на участие должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст.ст.28-30 Закона, или копии этих документов.
В силу ч.3 ст.30 Закона:
- при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
- в этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, во второй части заявки на участие в рассматриваемом аукционе участнику закупки надлежало декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Во второй части заявки Заявителя такой декларации в нарушение ч.3 ст.30, п.5 ч.5 ст.66 Закона не содержалось.
Следовательно, заявка Заявителя по данному основанию признана не соответствующей требованиям документации об аукционе на основании ч.6 ст.69 Закона, без нарушения ч.7 ст.69 Закона.
Довод Заявителя о том, что им была продекларирована принадлежность к субъектам малого предпринимательства при аккредитации на электронной площадке Оператора, подлежит отклонению, поскольку:
- ч.3 ст.30, п.5 ч.5 ст.66 Закона обязывают участника закупки осуществить это декларирование не при названной аккредитации, а во второй части заявки;
- декларация принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства не относится к документам, указанным в п.п.2-6, 8 ч.2 ст.61; п.п.1, 3-5, 7, 8 ч.2 ст.62 Закона.
Следовательно, жалоба Заявителя является необоснованной.
3. В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Как указано выше, объектом данной закупки являлось выполнение указанных работ иждивением подрядчика, т.е. с использованием товаров.
3.1. В силу п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар:
А) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Заказчиком в документации об аукционе, в т.ч. в п\п.3 п.3 раздела "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" и п.14 Информационной карты, данные требования установлены без учета слов "при наличии" (во всех случаях).
Следовательно, требования к содержанию, составу первой части заявки установлены Заказчиком не в соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона, чем нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона.
3.2. В силу п.1 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в т.ч. идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
При этом данные требования в документации об аукционе не установлены.
Следовательно, Заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона.
Кроме того, в силу п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в т.ч. декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с п.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона.
Однако в документации об аукционе, в т.ч. в п.5 раздела "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" и п.14 Информационной карты, Заказчиком вместо слов "п.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона" указано "п.п.3-8 ч.1 ст.31 Закона", чем нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона.
4. Как видно из "Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" от 28.02.2014 г. N18\1, Заявитель допущен к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона или представления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона, требованиям документации об аукционе.
В силу ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона, не допускается.
Как указано выше, в п\п.3 п.3 раздела "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" и п.14 Информационной карты Заказчиком установлены требования к содержанию первой части аукционной заявки, в т.ч. о наличии в первой части аукционной заявки конкретных показателей используемых товаров, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона:
- документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы установленным заказчиком требованиям;
- при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе:
- перечислены товары, используемые при выполнении работ, без указания (по большинству товаров) на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
- указаны предусмотренные ч.2 ст.33 Закона показатели, значения показателей используемых товаров.
В частности, согласно п.п.6, 16, 74-77, 79, 81, 88, 94, 96 Технического задания при выполнении работ подлежали использованию:
- сетка сварная с ячейкой 10 из арматурной стали А-I и A-II диаметром 6 мм;
- сетка сварная из холоднотянутой проволоки 4-5 мм;
- светильник отдельно устанавливаемый на штырях с количеством ламп в светильнике 2;
- светильник люминесцентный с 2 лампами;
- труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам, с креплением скобами, диаметр до 25 мм;
- гофра электрическая "диам 20 мм";
- кабель ВВГ 3х2,5 мм2; кабель ВВГ 3х1,5 мм2;
- воздуховоды из оцинкованной стали толщиной 0,5 мм, периметром до 600 мм;
- решетки жалюзийные неподвижные односекционные "марка СТД 302, размер 150х400 мм, 300х100";
- зонты вентиляционных систем из листовой оцинкованной стали, прямоугольные, периметром шахты 1600 мм.
В первой части заявки Заявителя в нарушение п\п."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона не имелось сведений о используемых товарах, в т.ч. конкретных показателей названных товаров, равно как и других товаров, указанных в Техническом задании.
Следовательно, в отношении Заявителя имелось предусмотренное п.1 ч.4 ст.67 Закона основание отказа в допуске к участию в аукционе.
Аукционная комиссия, допустив Заявителя к участию в аукционе, тем самым нарушила п.1 ч.4 ст.67 Закона.
5. Как указано выше, в силу п.1 ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В то же время Заказчиком в Техническом задании приведены показатели, значения показателей без указания единиц измерения:
- в п.86: вентилятор КЕ 50-30-6 "Systemair", сечение "500х300";
- в п.94: решетки жалюзийные неподвижные односекционные "марка СТД 302, размер 150х400 мм, 300х100".
Отсутствие единиц измерения сечения; размера исключает возможность установления требуемых величин сечения; размера и указывает на нарушение Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона - на необъективный характер описания объекта закупки.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей п.1 ч.4 ст.67 Закона.
4. Выдать Заказчику предписание об аннулировании названного аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика и членов аукционной комиссии к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 марта 2014 г. N 474\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2014