Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 марта 2014 г. N 502\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов,
рассмотрев дело N502\03, возбужденное по жалобе Заявителя о нарушении ч.5 ст.41.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300015513000074 "Строительство водопроводных сооружений для хозяйственно-питьевого водоснабжения по пер. Карьерный г.Миллерово Ростовской области", в присутствии: от Заказчика - В.Н. Боднарчук, М.А. Руниной, от Заявителя - Э.Т. Шагинян, в отсутствие представителя Привлеченного лица
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 13.03.2014 г. (вх.N4241) поступила жалоба Заявителя о нарушении ч.5 ст.41.9 Закона аукционной комиссией Заказчика - незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.
По мнению Заявителя, его аукционная заявка соответствовала требованиям Закона и документации об аукционе.
Заказчик в возражениях (от 18.03.2014 г. N83\19\818) доводы жалобы не признал, указав на соблюдение ст.41.9 Закона при проведении аукциона.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (далее - Регламент), утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498, по данной жалобе проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее.
2. В соответствии с Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300015513000074 (в редакции N5 от 12.02.2014 г.; далее - Извещение):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 15 463 160 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 27.02.2014 г. в 10 часов 00 минут.
Документация об аукционе в редакции N5 размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 12.02.2014 г.
В силу ч.7 ст.41.7 Закона:
- заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
- в течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об аукционе, размещаются заказчиком на официальном сайте;
- при этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней.
Заказчиком изменения в документацию об аукционе размещены 12.02.2014 г., при этом в качестве даты окончания подачи заявок в Извещении и п.9 Информационной карты документации об аукционе определено 27.02.2014 г.
В силу ст.191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, с 13.02.2013 г. до 27.02.2013 г. - даты окончания подачи заявок имелись лишь 14 дней: 13-26 февраля 2014 г.
Таким образом, Заказчик при внесении 12.02.2013 г. изменений в документацию об аукционе сократил в нарушение ч.7 ст.41.7 Закона срок подачи заявок с 15 до 14 дней.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.09.2012 г. по делу NА59-408/2012.
3. Согласно абз.2 п.6.3 "Проекта муниципального контракта" муниципальный заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату выполненных работ, связанную с несвоевременным поступлением бюджетных ассигнований на счет муниципального заказчика или в связи с изменением лимитов финансирования.
Данное положение документации противоречит ч.9 ст.9 Закона, согласно которой:
- в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства;
- размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
- Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Следовательно, Заказчиком нарушена ч.9 ст.9 Закона.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 г. по делу NА53-14484/2013.
4. Согласно п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
- непредоставления сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 Закона, или предоставления недостоверных сведений (п.1);
- несоответствия сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 Закона, требованиям документации об аукционе (п.2).
В силу ч.5 ст.41.9 Закона отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.41.9 Закона, не допускается.
Согласно п.3 ч.4 ст.41.8 Закона при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
А) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе,
или Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара.
Пункт 3 ч.4 ст.41.8 Закона процитирован Заказчиком в п.1.5.5 раздела 1, п.7 Информационной карты документации об аукционе.
5. В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В п.20 Информационной карты Заказчиком приведена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция):
- в Техническом задании установлены минимальные (максимальные) значения показателей товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться;
- показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "от", "более", "не ниже", "выше", а также общепринятые математические знаки - являются минимальными, показатели сопровождающиеся словами "не более", "до", "менее", "не выше", "ниже", а также общепринятые математические знаки - являются максимальными;
- при формировании заявки, при наличии в техническом задании показателей, сопровождающихся словами "более", "выше", участник должен предложить показатель, превышающий такое числовое значение, при наличии в техническом задании показателей, сопровождающихся словами "менее", "ниже", Участник должен предложить показатель, имеющий числовое значение меньше заявленного Заказчиком;
- предоставляемые участником размещения заказа сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "от" (при указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "от x", где "x" - нижнее числовое значение, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель больше "х"), "до" (при указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x", где "x" - верхнее числовое значение, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель меньше "х"), "максимальное значение", "минимальное значение", "должен", "должен быть", "" , "
", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше" и их производные, а так же не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, за исключением случаев, когда это допустимо в соответствии с технической документацией производителя;
- в случае, если перечисленные заказчиком показатели разделены ",", "/" участнику необходимо читать "или" и, соответственно необходимо указать одно из перечисленных значений.
- при подаче сведений участниками размещения заказа должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании.
Раздел 4 "Техническое задание" документации об аукционе содержал таблицу "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (в том числе используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться)" (далее - Таблица), где были указаны:
- наименования товаров, подлежавших использованию при выполнении работ;
- показатели, значения показателей, указанные в п.1 ч.4 ст.41.6 Закона.
6. Согласно "Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" от 03.03.2014 г. N0158300015513000074, аукционная комиссия отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе.
Из п.п.11, 12 Таблицы видно, что при выполнении работ следовало использовать кабель АВБбШВ (товарный знак не указан), по которому установлены значения показателя - "однопроволочная или многопроволочная токопроводящая жила".
В заявке N5, поданной Заявителем, данная формулировка сохранена без изменения, что:
- противоречит требованиям Инструкции об отсутствии в первой части аукционной заявки слова "или"; о недопущении участником разночтений, двусмысленных толкований положений заявки;
- в нарушение п."б" п.3 ч.4 ст.41.8 Закона является непредставлением конкретного показателя (например, "однопроволочная"), который участнику размещения заказа следовало выбрать из вариантов "однопроволочная или многопроволочная" в п.п.11, 12 Таблицы;
- в силу п.1 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, отказ Заявителю в допуске к участию в аукционе основан на п.1 ч.4 ст.41.9 Закона; не противоречит ч.5 ст.41.9 Закона.
Жалобу Заявителя надлежит признать необоснованной.
Нарушения ст.41.9 Закона при рассмотрении заявок на участие в аукционе в ходе внеплановой проверки не выявлены.
В соответствии с п.3.37 Регламента комиссия органа ФАС России вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.9 ст.9, ч.7 ст.41.7 Закона.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать на основании п.3.37 Регламента, т.к. выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 марта 2014 г. N 502\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2014