Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 февраля 2014 г. N 326/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N326/03 о нарушении норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300046813000083 "Размещение заказа на "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Белая Калитва, мкр. Заречный", в присутствии представителя Заказчика (Казаченко О.К.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона ч.3.1 ст.34 Закона, ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) путем объединения в один лот строительно-монтажных работ и товаров различного назначения.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал, что Заявитель не может определить, насколько требуемое к поставке оборудование функционально связано со строительными работами, поскольку документация об аукционе размещена на сайте без проектно-сметной документации (далее - ПСД). Заказчик считает жалобу Заявителя не обоснованной, поскольку в составе документации об аукционе отсутствует требования Заказчика к поставке товаров различного назначения. В настоящее время ПСД размещена на официальном сайте в полном объеме, кроме сметы, в которой содержится технологическое оборудование.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498 (далее - Регламент), по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300046813000083 (в редакции N5 от 25.02.2014 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 153 441 340,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 17.03.2014 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно жалобе Заявителя, в один лот Заказчиком включены:
- работы по строительству дошкольной образовательной организации;
- товары, в т.ч. оборудование функционально не связанное со строительными работами (оборудование для пищеблока, для медицинского кабинета, для прачечной, мебель).
По данному доводу жалобы Заказчик сообщил следующее.
Проектно-сметная документация на "Размещение заказа на "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Белая Калитва, мкр. Заречный" в настоящее время изготовлена и размещена на официальном сайте. Поставка оборудования в рамках данного аукциона предусмотрена, но это оборудование связано со строительными работами. Товары, указанные в жалобе Заявителя, в ПСД отсутствуют. Локальная смета N02-01-06, в которой описано оборудование, из состава ПСД исключена и на официальном сайте не размещена.
На заседании Комиссии представитель Заказчика также пояснил, что он не признает доводы жалобы, но признает нарушение Закона, поскольку изначально - 28.12.2013 года, не разместил в полном объеме на официальном сайте документацию об аукционе.
Представитель Привлеченного лица поддержала позицию Заказчика, полагала жалобу необоснованной.
Частью 2.1 ст.10 Закона установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В силу ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям ч.ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч.2 ст.8 Закона участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, при размещении заказов заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако, данное право должно реализовываться с соблюдением установленного ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ запрета на объединение в один лот оборудования, технологически и функционально не связанного между собой; указанных в ч.2 ст.8. ч.1 ст.41.6, ч.3.1 ст.34 запретов и ограничений.
Из документации, размещенной Заказчиком на официальном сайте невозможно определить какое именно оборудование подлежит поставке наряду с выполнением строительных работ.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств объединения Заказчиком в один лот работ по строительству и поставки не связанных с ними по своим функциональным и техническим характеристикам товаров. Доказательства установления Заказчиком в документации об аукционе требований, влекущих сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, жалоба Заявителя является не обоснованной
В соответствии с ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Согласно п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об аукционе наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
При этом в соответствии со ст. 41.8 Закона при рассмотрении заявок на участие в торгах участник размещения заказа не допускается к участию в торгах в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона, а также в случае если заявка участника размещения заказа на участие в торгах не соответствует требованиям документации о торгах.
Исходя из этого, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 743 ГК РФ), регламентирующих условия договора строительного подряда, Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 48, 53 ГрК РФ), регламентирующих порядок организации и строительства (капитального ремонта зданий), Технического регламента в области строительства, предусмотренная ст.34, ч.4 ст.41.6 Закона обязанность заказчика о необходимости установления в документации об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ применительно к аукционам, на которых размещается заказ на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объекта капитального строительства, можно считать исполненной надлежащим образом, только в случае размещения им в составе документации об аукционе ПСД в полном объеме.
ПСД должна была быть включена в документацию об аукционе в полном объеме и так же в полном объеме размещена на официальном сайте Российской Федерации в составе документации об аукционе, так как все существенные условия и особенности выполнения работ по предмету контракта - строительство дошкольной образовательной организации, содержатся в ПСД.
Законодательство Российской Федерации в области строительства не предполагают возможности осуществления строительства с использованием только части проектной документации, а требуют ее соблюдения в полном объеме.
Строительные работы должны выполняться в соответствии с ПСД, при их выполнении должны использоваться материалы, оборудование, указанные в проектной документации, а их результат должен соответствовать требованиям проектной документации.
Кроме того, правильное составление заявки на участие в аукционе фактически невозможно без ознакомления с ПСД.
Аналогичная позиция по указанному вопросу высказана в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 15АП-2207/2011 по делу N А53-20147/2010, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 по делу N А05-19235/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А58-3760/2009.
В ходе внеплановой проверки установлено, в составе проектно-сметной документации по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Белая Калитва, мкр. Заречный" на официальном сайте не в полном объеме размещен проект. В частности в составе ПСД в полном объеме отсутствуют такие разделы, как раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В пункте 7 Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 года, четко зафиксировано, что "Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28 - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование". Данные разделы в полном объеме должны разрабатываться для объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетов. Как следует из п.7 Информационной карты аукциона, финансирование строительства объекта, являющегося предметом аукциона, осуществляется, в том числе, за счет муниципального бюджета.
Таким образом, указанные разделы ("Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений"; "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87, как обязательные для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет соответствующих бюджетов, должны быть в полном объеме в составе документации об аукционе, утвержденной Заказчиком и размещенной на официальном сайте.
Аналогичная позиция по указанному вопросу высказана в Постановлении ФАС Поволжского округа от 20.08.2009 года по делу N А55-12813/2008.
Учитывая, что проектно-сметная документация по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Белая Калитва, мкр. Заречный", не содержит указанных выше разделов в полном объеме, можно сделать вывод об отсутствии в составе документации об аукционе надлежаще изготовленного проекта в полном объеме.
Кроме того, на официальном сайте не размещена локальная смета N02-01-06 "Оборудование". Указанная смета согласно объектному сметному расчету N01-01 и сводному сметному расчету, является действующей сметой, стоимость оборудования и работ по данной смете включена в начальную максимальную цену контракта. Таким образом, проектно-сметная документация по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Белая Калитва, мкр. Заречный", также не содержит на официальном сайте в полном объеме локальных сметных расчетов.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Ростовского УФАС, что он проводил размещение всех разделов ПСД. Локальная смета N02-01-06, по мнению Заказчика, исключена из состава ПСД. Однако какие-либо доказательства исключения локальной сметы N02-01-06 из состава проектно-сметной документации представитель Заказчика не представил. Наличие данной локальной сметы в составе объектной сметы N02-01 и в сводном сметном расчете, который служит обоснованием начальной максимальной цены, опровергает доводы представителя Заказчика об исключении указанной локальной сметы из состава ПСД аукциона.
Представитель Заказчика отказался дать пояснения Комиссии Ростовского УФАС по факту отсутствия в составе ПСД, размещенной на официальном сайте 5 и 9 разделов проекта, которые согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87, являются обязательными для данного размещения заказа.
Таким образом, ни в одной из пяти редакций документации об аукционе, размещенных на официальном сайте Заказчиком с 28.12.2013 по 25.02.2014 года документация об аукционе в полном объеме на официальном сайте не была размещена.
Данное обстоятельство является препятствием для реализации целей регулирования Закона, приведенных в ч.1 ст.1 Закона, а именно, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
С учетом изложенного, размещение на официальном сайте Российской Федерации информации о размещении заказа путем проведения аукциона, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению, в ненадлежащем виде, является нарушением Заказчиком ч.ч.1, 4 ст.41.6 Закона.
Согласно п.7 ч.4 ст.41.6 Закона документация об аукционе наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В п.3 Информационной карты Заказчик установил: "Срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 01.07.2015 года".
В части II Техническое задание документации об аукционе Заказчик также установил: "сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 01.07.2015 года"
Однако в п.3.1 статьи 3 "Сроки выполнения работ" проекта контракта Заказчик указал: "с момента заключения контракта до 01.06.2015 года".
Таким образом, Заказчик фактически не установил срок выполнения работ, являющихся предметом настоящего аукциона, чем нарушил ч.4 ст. 41.6 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1, 4 ст.41.6 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании названного аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 февраля 2014 г. N 326/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2014