Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 января 2014 г. N 18/14
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Могилевкин А.Г. - вр.и.о. руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Морозова С.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 18/14 о нарушении администрацией муниципального образования "Курильский городской округ" (далее - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Капитальный ремонт системы водоснабжения в с. Китовое" (извещение N 0361300010713000291),
УСТАНОВИЛА:
15 января 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Восток" (далее - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) утверждена с нарушением требований Закона о размещении заказов, так как не установлен источник финансирования; не представляется возможным определить конкретные сроки оплаты работ; установлено требование о заключении контракта в письменной форме; не определен вид допуска по организации строительства, который должен быть указан в выданном саморегулируемой организацией свидетельстве о допуске к работам; требование к первой части заявки на участие в аукционе установлено не в соответствии с предметом торгов.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явились.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является администрация муниципального образования "Курильский городской округ";
2) начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 6 890 732 руб.;
3) на участие в аукционе подано две заявки, первые части которых признаны соответствующими документации об аукционе. Наименьшее предложение о цене контракта поступило от участника размещения заказа, заявке которого присвоен N 6522431, и составило 6 856 278 руб.
4) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не опубликованы.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать сведения об источнике финансирования заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным чч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.
Как установлено ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В п. 10 Информационной карты документации об аукционе в качестве источника финансирования указан местный бюджет.
Однако, в п. 1.6 проекта муниципального контракта указано, что финансирование работ по объекту осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Сахалинской области.
Вышеуказанные положения документации об аукционе содержат различные сведения об источнике финансирования заказа, что расценивается как отсутствие в документации об аукционе сведений об источнике финансирования заказа, поскольку невозможно однозначно установить данную информацию, что является нарушением п. 6 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба является обоснованной.
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Общие условия определения сроков в гражданских правоотношениях приведены в ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В п. 9 Информационной карты документации об аукционе указано, что оплата производится в порядке, предусмотренном в проекте муниципального контракта: после фактической приемки работ на основании форм КС-2, КС-3 в первом квартале 2015 года.
В свою очередь, в п.п. 3.3, 3.4 проекта контракта определен следующий порядок оплаты:
- после фактической приемки работ на основании форм КС-2, КС-3 в первом квартале 2015;
- оплата надлежаще выполненных Подрядчиком работ осуществляется заказчиком по мере поступления ему соответствующих бюджетных средств в пределах годовых лимитов бюджетных ассигнований (годовых лимитов капитальных вложений по Объекту).
Таким образом, вышеуказанные пункты проекта муниципального контракта позволяют однозначно определить порядок оплаты работ по контракту.
Комиссия приходит к выводу, что конечный срок оплаты работ по контракту определен: первый квартал 2015 года.
В связи с изложенным, жалоба является необоснованной.
В соответствии с ч. 4.4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в течение трех дней со дня получения документов, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени этого участника открытого аукциона, а также документ об обеспечении исполнения контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, или предусмотренный ч. 4.1 настоящей статьи протокол разногласий. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий заказчику, в уполномоченный орган.
В п. 12.5 проекта муниципального контракта указано, что настоящий контракт составлен в двух экземплярах имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
Из анализа положений п. 12.5 проекта муниципального контракта не следует, что контракт будет подписан на бумажном носителе.
В данной части жалоба признается необоснованной.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом ч. 4 вышеназванной статьи установлено, что кроме указанных в чч. 1 - 3 данной статьи требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 данного закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), включающий в себя виды допусков по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в зависимости от вида объекта.
В данном случае предметом торгов является капитальный ремонт системы водоснабжения в с. Китовое.
Как следует из технического задания документации об аукционе необходимо выполнить работы по капитальному ремонту эксплуатационной скважины N 1201, N 1202, N 1203.
Таким образом, предмету размещенного заказа соответствует такое наименование пункта из Перечня видов работ, как: 33.7 Объекты водоснабжения и канализации.
Между тем, в п. 7 документации об аукционе определен следующий вид допуска к работам: 33.1 Промышленное строительство, что не соответствует объекту торгов. Более того, п. 33.1 не является видом допуска к работам по организации строительства, а является названием пункта, который далее раскрывается по подпунктам в зависимости от объекта, на котором будут выполняться работы.
Определив указанное в п. 7 документации об аукционе требование, заказчик нарушил ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов, так как установил к участникам размещения заказа требование, не предусмотренное законодательством Российской Федерации, а также нарушил п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, поскольку установил требование к документу, подтверждающему соответствие участника размещения заказа требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении, который фактически не подтверждает соответствие участника размещения заказа требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признается обоснованной.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с чч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Часть 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определяет требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе для трех случаев размещения заказа:
* при размещении заказа на поставку товара (п. 1);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 2);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (п. 3).
В свою очередь, п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов содержит в себе два подпункта "а" и "б", которые определяют требования к содержанию первой части заявки в зависимости от того, содержатся ли в документации об аукционе указания на товарный знак товара, который будет применяться при выполнении работ, либо не содержатся.
Предметом торгов является выполнение работ с использованием товара (электродвигатель асинхронный: с короткозамкнутым ротором, напряжением до 1 кВ (1 шт); программируемый микропроцессорный комплекс (1 устройство) и так далее) без указания на товарный знак, следовательно, требования к содержанию первой части заявки должны быть указаны в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Между тем, в п. 7 документации об аукционе требования к первой части заявки на участие в аукционе указаны в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, то есть для случая размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг без использования товара, что является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, так как такие требования в данном случае не имеют отношения к предмету аукциона.
В данной части жалоба является обоснованной.
Проведя внеплановую проверку, Комиссия также установила следующее.
Как указано выше, документация об аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. Между тем, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6 в документации об аукционе инструкция по заполнению заявки отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 26.12.2013. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени) установлены до 09-00 часов 15.01.2014.
День размещения извещения о проведении открытого аукциона на официальном сайте не может входить в 20-дневный срок размещения извещения на официальном сайте, поскольку по общему правилу, установленному ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В данном случае началом срока будет являться день размещения извещения о проведении открытого аукциона на официальном сайте, а исчисление 20-дневного срока должно начинаться со следующего дня. При этом необходимо учитывать, что 20-дневный срок не включает в себя день окончания срока подачи заявок, так как закон определяет такой срок как не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Заказчиком день окончания срока подачи заявок установлен 15.01.2014.
Таким образом, извещение о проведении открытого аукциона размещено заказчиком менее чем за 20 до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, что является нарушением ч. 1 ст. 41.5 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2007 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Восток" признать обоснованной в части отсутствия источника финансирования; установления неверного вида допуска работ по организации строительства, который должен быть указан в выданном саморегулируемой организацией свидетельстве о допуске к работам; установления требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с предметом торгов.
2. Признать муниципального заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 41.5, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 6 ч. 3 ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.8, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы настоящей внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии К.В. Савчук
С.В. Морозова
Морозова С.В (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 января 2014 г. N 18/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2014