Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 февраля 2014 г. N 120
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Демчука А.И. - представителя ООО "Балт Инвест";
Митлигиной Е.Б., Носиковой К.С., Скрипка О.А. - представителей Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
рассмотрев дело N 120/14 о нарушении Государственным учреждением - Сахалинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам технических средств реабилитации - подгузников для взрослых в 2014 году (извещение N 0261200000114000013),
УСТАНОВИЛА:
13 февраля 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Балт Инвест" (далее - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о контрактной системе в сфере закупок при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель указывает, что порядок направления отгрузочной разнарядки (реестра получателей, списка получателей), установленный в аукционной документации, не соответствует положениям Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Кроме этого, по мнению заявителя, требования заказчика о необходимости проверки всего объема требуемого к поставке товара являются прямым вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика.
Представитель заявителя, присутствующий на заседании Комиссии, поддержал доводы жалобы.
Представители заказчика возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, указанным в письменных возражениях.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, протоколами, составленными в ходе проведения запроса котировок:
1) заказчиком данного аукциона является Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
2) начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 5 202 890 руб.;
3) 17.02.2014 внесены изменения в аукционную документацию;
4) срок окончания подачи заявок - 24.02.2014.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта представляет собой комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством и данным законом, в том числе приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
В ч.ч. 1, 2 ст. 509 ГК РФ указано, что поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.
Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периода поставки.
В п. 2.4 проекта контракта определено место поставки товара - все районы Сахалинской области, непосредственно Получателям по месту их жительства в соответствии с реестром, предоставляемым Заказчиком.
Реестры получателей предоставляются поставщику после получения или подписания заказчиком заключения о проверке соответствия (экспертизы) поставляемых технических средств реабилитации в срок, не позднее, чем за 30 календарных дней до наступления даты окончания поставки. Изменения к реестру Получателей Заказчиком предоставляются не позднее 10 календарных дней до даты окончания срока поставки.
Пунктами 5.5.1., 5.5.2, 5.5.3 проекта контракта определены следующие права заказчика.
Не реже одного раза в месяц предоставлять Поставщику реестры Получателей, которым Заказчиком выданы Направления на получение технических средств реабилитации. Реестры Получателей предоставляются Поставщику в срок, с учетом времени необходимого для надлежащего исполнения последним своих обязательств по Контракту.
Заказчик имеет право вносить изменения, уточнения и корректировать списки получателей (реестр получателей), с последующим направлением этих реестров Поставщику, так как отношения между Заказчиком и получателем носят заявительный характер, но не позднее 10 (Десяти) календарных дней до даты окончания срока поставки.
Проверять условия исполнения настоящего Контракта, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика, в том числе, путем проведения проверки технических средств реабилитации.
В разделе 6 проекта контракта определен порядок приемки и проведения проверки технических средств реабилитации, где указано, что проверка соответствия поставляемых технических средств реабилитации техническому заданию оформляется заключением.
Из приведенных положений проекта контракта следует, что поставка товара конечному получателю происходит в два этапа:
1 этап - проверка заказчиком (плательщиком) качества технических средств реабилитации перед получением поставщиком реестра конечных получателей;
2 этап - доставка поставщиком технических средств реабилитации конечным получателям.
Проверка качества поставляемого товара до момента отгрузки конечному получателю, по сути, является приемкой результатов первого этапа исполнения контракта.
Определив указанное, заказчик не нарушил положений Закона о контрактной системе.
Вопреки утверждению заявителя, из аукционной документации не следует, что заказчик вправе проверить весь объем товара по контракту (159 000 шт.) до момента его поставки конечному получателю.
Напротив, из содержания аукционной документации и проекта контракта следует, что отношения между заказчиком и получателем носят заявительный характер, поэтому реестры получателей предоставляются поставщику периодически, следовательно, проверка качества товара будет производиться исходя из фактически поставляемых технических средств реабилитации.
Учитывая изложенное, жалоба признается необоснованной.
В то же время, проводя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к участникам закупки, требований к наличию у него технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.
Как указано выше, предметом закупки является поставка инвалидам технических средств реабилитации - подгузников для взрослых в 2014 году.
В состав Технического задания аукционной документации включены разделы "Требования к поставке" и "Требования к результатам", где указано следующее.
Поставка товара осуществляется путем передачи Изделий Поставщиком по месту нахождения Получателя авиационным, железнодорожным, автомобильным транспортом и иными способами в пределах всей Сахалинской области. Поставка должна осуществляться с 10:00 до 20:00 с понедельника по пятницу, по предварительной записи через "Контакт центр".
"Контакт центр", организованный Поставщиком на момент заключения государственного контракта, должен иметь не менее 2 диспетчеров, одновременно принимающих звонки Получателей по многоканальному телефонному номеру, время ожидания ответа оператора не должно составлять более 30 минут. "Контакт центр" должен иметь режим работы не менее чем с 09:00 до 19:00 ежедневно. Телефонный номер должен быть указан в приложении к государственному контракту. Звонки с городских номеров Южно-Сахалинска должны быть бесплатными, а именно: не допускается взимание дополнительной оплаты телефонных переговоров Получателей в виде предоставления для звонков Получателей телефонного номера оператора сотовой связи; телефонного номера, не являющегося номером, обслуживаемым оператором сети местной телефонной связи Южно-Сахалинска; исключается возможность взимания оплаты за звонки Поставщиком.
Поставку технических средств реабилитации следует считать эффективно исполненной, если созданы условия для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни. Поставка технических средств реабилитации должна быть выполнена с надлежащим качеством и в установленные сроки. При поставке технических средств реабилитации и его комплектующих компонентов поставщиком не должны нарушаться права третьих лиц. За заказчиком сохраняется право проверять ход и сроки поставок, осуществляемых поставщиком, а также соответствие поставляемого товара техническим и функциональным характеристикам, указанным в государственном контракте, как до начала исполнение обязанности Поставщика по поставке, так и в процессе его исполнения.
Указанное Техническое задание является неотъемлемой частью проекта контракта.
По мнению Комиссии, вышеуказанные положения Технического задания являются требованиями заказчика о наличии у участника закупки производственных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для поставки товара, которые влекут ограничение количества участников закупки, так как организация поставщиком контакт центра с наличием не менее двух операторов не относится непосредственно к поставке товара в соответствии с предметом контракта.
Указанное является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Балт Инвест" признать необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 февраля 2014 г. N 120
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2014