Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 февраля 2014 г. N 67/14
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Гариповой В.Р., Филипповой Ю.С. - представителей МБУ "Отдел капитального строительства" Анивского городского округа;
Данильченко А.С. - представителя ООО "Строительно-монтажная компания В-три",
рассмотрев дело N 67/14 о нарушении аукционной комиссией МБУ "Отдел капитального строительства" Анивского городского округа (далее - аукционная комиссия) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Выполнение строительно-монтажных работ "под ключ" по объекту: "Детский сад на 240 мест в г. Анива" (извещение N 0861300001513000115),
УСТАНОВИЛА:
30 января 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО "Формула Качества" (далее - заявитель, Общество) о признании аукционной комиссии нарушившей законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, аукционная комиссия незаконно признала первую часть заявки ООО "Формула Качества" не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе), поскольку последняя содержала конкретные значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии с требованиями документации об аукционе. При этом, неуказание товарных знаков в отношении ряда товаров обусловлено отсутствием таковых в природе.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представители заказчика возражали против удовлетворения жалобы.
Представитель заинтересованного лица поддержал возражения заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является МБУ "Отдел капитального строительства" Анивского городского округа;
2) извещение о проведении аукциона в ред. N 5 размещено на официальном сайте 17.10.2013;
3) на участие в аукционе было подано 2 заявки; первая часть заявки N 1 признана не соответствующей требованиям документации об аукционе; первая часть заявки N 2 признана соответствующей требованиям документации об аукционе; аукцион признан несостоявшимся;
4) вторая часть заявки N 2, поданная ООО "Строительно-монтажная компания В-три", признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
5) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Часть 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определяет требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе для трех случаев размещения заказа:
* при размещении заказа на поставку товара (п. 1);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 2);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (п. 3).
В свою очередь, п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов содержит в себе два подпункта "а" и "б", которые определяют требования к содержанию первой части заявки в зависимости от того, содержатся ли в документации об аукционе указания на товарный знак товара, который будет применяться при выполнении работ, либо не содержатся.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 данного закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 данного закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно чч. 4, 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст.41.8 данного закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 данного закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 данной статьи, не допускается.
Требования к содержанию первой части заявки в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлены в п.п. 3 п. 3.2.1 раздела 1 документации об аукционе.
Здесь же указано, что участник размещения заказа в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях, оборудовании, которые будут применяться при выполнении работ, указав их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Технической части к документации об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак при его наличии. При этом наименования, значения показателей, единицы измерения, используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий, оборудования, должны соответствовать наименованиям, значениям показателей строительных материалов, изделий, оборудования, в том числе техническим параметрам, установленным в Технической части.
Так, Техническая часть документации об аукционе включает в себя документ "Техническое задание на выполнение работ" и проектную документацию, где указаны наименования используемых при выполнении работ товаров, а также показатели таких товаров и их значения, в том числе: "Люки - герметичные неутепленные, размером 600х350 мм, БолтМ12, Болт-саморезМ10, Двутавры стальные горячетканные марка стали С 255 35K2, 40K1, 40K2, 20Ш1, 25Ш1, 30Ш1, 35Ш2, 40Ш2, 18Б1, 16Б1, Сетка сварная С1 из арматурной проволоки диаметром 5,0 мм, без покрытия, 100х100 мм, Болт М16, Гайка М16, Профили стальные гнутые замкнутые сварные квадратного и прямоугольного сечения160х8, 160х4, 140х4, Марка стали С235, Уголки стальные горячетканные равнополочные 100х8, 50х5, Марка стали С245, Швеллеры стальные гнутые равнополочные160х60х4, Марка стали С245" и др.
Таким образом, участник размещения заказа при формировании первой части заявки на участие в аукционе должен использовать сведения о показателях используемого при выполнении работ товара, содержащиеся в Технической части документации об аукционе, в том числе в проектной документации.
Указанное опровергает довод заявителя об отсутствии в составе документации об аукционе указаний на наименования и значения показателей товара, используемого при выполнении работ.
В результате анализа первой части заявки Общества установлено, что участником размещения заказа в сведениях о строительных материалах, которые будут применяться при выполнении работ, не указаны показатели вышеуказанного товара.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, аукционная комиссия обоснованно признала заявку Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе.
В то же время, Комиссия полагает незаконным такое основание признания первой части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе, как неуказание в отношении используемых при выполнении работ товаров товарных знаков.
Как указано выше, в соответствии с условиями Инструкции по заполнению заявки (п. 3.2.1 раздела 1) участник размещения заказа в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях, оборудовании, которые будут применяться при выполнении работ, указав их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Технической части к документации об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак при его наличии.
Из указанных положений документации об аукционе, а также содержания ч.ч. 1, 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов следует, что заявка, в которой указаны все технические характеристики товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ в соответствии с требованиями, установленными документацией об аукционе, но отсутствует указание на товарный знак в отношении такого товара, подлежит отклонению исключительно в том случае, если данный товар заведомо имеет товарный знак, о чем из достоверных источников известно аукционной комиссии.
В данном случае в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 27.01.2014 отсутствует какая-либо информация о том, что в отношении таких товаров, как: керамическая плитка, линолеум коммерческий, оконные блоки, должны были быть указаны товарные знаки.
На заседании Комиссии представители заказчика также не смогли пояснить безусловность наличия в отношении вышеуказанных товаров товарных знаков, доказательств не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия, отказав Обществу в допуске к участию в аукционе в связи с неуказанием товарных знаков в отношении используемых при выполнении работ товаров, нарушила ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
Между тем, в целом отказ в допуске к участию в аукционе Обществу является законным.
В связи с изложенным, жалоба признается необоснованной.
В то же время, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В результате анализа Технической части документации об аукционе установлено наличие указаний на такие, например, товары, которые будут использоваться при выполнении работ, как: канализационная насосная с погружными канализационными насосами (1.раб., 1рез.) "Grandfos SEV"; коммутационный шкаф марки ME LSKM 15; лампа SON и др., сопровождающиеся словами "аналоги или эквивалент".
Однако, в отношении вышеуказанных товаров не определены максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, параметры эквивалентности. Доказательств обратного сторонами не представлено.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 данного закона.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В п. 22 информационной карты документации об аукционе указано, что участник размещения заказа для подтверждения своего соответствия п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов должен представить во второй части заявки на участие в аукционе копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащего п.33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В результате анализа Технической части документации об аукционе Комиссией установлено, что в ходе исполнения контракта требуется поставить, в том числе следующие товары: мебель, пианино, спортивный инвентарь, настольная лампа ультрафиолетового облучения, столы, стеллажи, холодильник; стирально-отжимная машина; гладильный каток и др.
Поставка указанного товара не предполагает наличие у поставщика выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом поставка вышеуказанных товаров технологически или функционально не связана со строительными работами.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету торгов заказчиком установлены технологические и функционально не связанные между собой виды работ: строительно-монтажные работы и поставка товара, которые не связаны непосредственно с выполнением работ и не требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства. Выполнение строительно-монтажных работ и поставка товара различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют различных специалистов, трудовых, технических и других ресурсов.
Учитывая изложенное, заказчик в нарушение ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов утвердил документацию об аукционе с нарушением требований законодательства о размещении заказов, включив в состав одного лота технологически и функционально не связанные между собой виды работ: строительно-монтажные работы и поставку товара, тем самым ограничив количество участников размещения заказа.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Формула Качества" признать необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов выдано заказчику, аукционной комиссии выдано ранее в рамках дела N 50/14.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии К.В. Савчук
С.В. Морозова
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 февраля 2014 г. N 67/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2014