Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 января 2014 г. N 2-А
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Опалева А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО Аудиторская фирма "Ависта" (620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 40-703) с информацией о нарушении организатором торгов в лице ОАО Племенной птицеводческий завод "Свердловский" (624021, Свердловская обл., Сысертский р.-н, село Кашино) законодательства о защите конкуренции при проведении открытого конкурса N 0462100001713000002 на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности открытого акционерного общества племенной птицеводческий завод "Свердловский" (ОАО ППЗ "Свердловский" за 2014 год) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии представителей:
- организатора закупки ОАО Племенной птицеводческий завод "Свердловский" Крушинских Анны Александровны (доверенность N 1 от 10 января 2014);
- заявителя ООО Аудиторская фирма "Ависта" Черниковой Раисы Андреевны (протокол общего собрания учредителей общества N 12 от 14 декабря 2012 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО Аудиторская фирма "Ависта" (вх. N 01-19300 от 26.12.2013) содержит указание на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях организатора закупки ОАО Племенной птицеводческий завод "Свердловский" при проведении открытого конкурса N 0462100001713000002 на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности открытого акционерного общества племенной птицеводческий завод "Свердловский" (ОАО ППЗ "Свердловский" за 2014 год).
Представитель заявителя пояснила, что победитель конкурса неправомерно допущен конкурсной комиссией к участию в данном конкурсе, поскольку не представил подтверждения своего соответствия законодательно установленным требованиям к исполнителю услуг, являющихся предметом торгов.
Представитель организатора закупки с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что заявка победителя конкурса содержала в себе копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией аудиторов, подтверждающего право участника оказать необходимый вид услуг.
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
14 ноября 2013 года на официальном сайте для размещения заказов организатор закупки разместил извещение о проведении открытого конкурса N 0462100001713000002 на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО ППЗ "Свердловский" за 2014 год. На основании Приказа генерального директора ОАО ППЗ "Свердловский" N 315/1 от 08.11.2013 конкурс проводится в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
На дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (16 декабря 2013 года) заказчику поступило 3 заявки (протокол вскрытия конвертов N 0462100001713000002-П1 от 16.12.2013); по результатам рассмотрения заявок к участию в конкурсе были допущено все участники (протокол рассмотрения заявок N 0462100001713000002-П2 от 17.12.2013). В результате проведения оценки и сопоставления заявок победителем признан участник ООО "Интер-Актив" (протокол оценки и сопоставления заявок N 0462100001713000002-П3 от 18.12.2013).
В соответствии с пп. 1, 10 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в соответствии с чч. 2-4 ст. 25 Закона о размещении заказов, а также требования к участникам размещения заказа в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
Перечень документов и сведений заявки на участие в конкурсе предусмотрен ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов и включает в себя: сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку (п. 1), предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта (п. 2), документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе (п. 3), в числе которых копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (подп. "б").
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подп. "а"-"в", "д", "е" п. 1, пп. 2-3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается на основании ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов.
В пп. 8.10, 8.14 Информационной карты конкурса (часть 3 конкурсной документации) установлено требование к участнику о наличии копии свидетельства или выписки из реестра, подтверждающих внесение сведений в Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов с присвоением основного регистрационного номера записи, а также о предоставлении такой копии в составе заявки на участие в конкурсе.
Аудиторская деятельность (в том числе аудиторские услуги) регламентируется Федеральным законом N 307-ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности", ч. 2 ст. 1 которого предусматривает, что данная деятельность осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
В ст. 3 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что требованием к аудиторской организации является членство в саморегулируемой организации аудиторов, что подтверждается внесением сведений о такой аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.
В ст. 4 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что требованием к аудитору является наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в саморегулируемой организации аудиторов, что подтверждается внесением сведений о таком аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
В отношении лиц, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества, проводится обязательный аудит, при этом обязательный аудит в отношении организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, проводится только аудиторскими организациями (ч. 1, 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности). 100% уставного капитала ОАО ППЗ "Свердловский" принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Ввиду того, что оказание аудиторских услуг аудиторской организацией представляет собой деятельность аудиторов, находящихся в договорных отношениях с такой организацией, требования, предусмотренные ст. 4 Закона об аудиторской деятельности, также являются законодательно установленными требованиями к лицам, осуществляющим оказание аудиторских услуг по предмету конкурса.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации требований к наличию у лица, непосредственно осуществляющего услуги по предмету конкурса, квалификационного аттестата аудитора и его членству в саморегулируемой организации аудиторов не соответствует п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
Тем не менее заявка ООО "Интер-Актив" содержала документы, фактически затребованные заказчиком в конкурсной документации, соответственно довод жалобы о неправомерном допуске этой заявки к участию в конкурсе не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссией установлено, что в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе "Качество услуг иквалификация участника конкурса" (приложение N 1 к Информационной карте конкурса) заказчик в качестве подкритериев предусмотрел "опыт работы участника в области аудита по проведению аудиторских проверок предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%", указав значения оценки для данного показателя: "от 1 до 3 проверенных организаций - 10 баллов, от 4 до 5 - 15 баллов, от 6 до 10 - 20 баллов"; "квалификация и личный опыт аудиторов, предлагаемых для проверки аудируемого предприятия", указав значения оценки для данного показателя: "от 2 до 4 аудиторов - 10 баллов, более 4 - 20 баллов"; "опыт работы участника по проведению аудиторских проверок сельскохозяйственных предприятий", указав значения оценки для данного показателя: "отсутствие - 0 баллов, от 1 до 3 - 10 баллов, от 4 и более - 20 баллов".
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке указываются в документации о закупке в соответствии с требованием п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при этом на основании ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчик должен руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании п. 1 Приложения N 1 к Информационной карте конкурса оценка заявок производится в соответствии с Законом о размещении заказов и Постановлением Правительства Российской Федерации N 722 от 10.09.2009 "Об утверждении Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Из содержания п. 25 Правил оценки следует, что при оценке заявок по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" заявкам с одинаковыми предложениями по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) или качественным характеристикам товара присваивается одинаковое количество баллов.
В соответствии с п. 27 Правил оценки для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.
В силу п. 28 Правил оценки для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Пунктом 32 Правил оценки установлено, что при оценке заявок по критерию "качество работ, услуг и(или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ, услуг и(или) квалификации участника конкурса, а в случае если результатом выполнения работ (оказания услуг) является создание товара - лучшему предложению по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) или качественным характеристикам создаваемого товара.
Таким образом, Закон о размещении заказов, Правила оценки не предусматривают возможность установления механизма оценки заявок с применением вилочных значений. Установление в конкурсной документации указанного механизма препятствует оценки каждым членом комиссии показателей по своему внутреннему убеждению исходя из максимального количества баллов и лучшего предложения участников.
В конкурсной документации заказчик, таким образом, установил порядок оценки заявок по качественному критерию с нарушением ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, пп. 28, 32 Правил оценки заявок.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Аудиторская фирма "Ависта" признать необоснованной.
2. Признать в действиях организатора закупки в лице ОАО ППЗ "Свердловский" нарушения п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, пп. 28, 32 Правил оценки заявок.
3. Выдать организатору закупки ОАО ППЗ "Свердловский" предписание об устранении нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
А.О. Пескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 января 2014 г. N 2-А
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2014