Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 февраля 2014 г. N 277-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
в присутствии представителя заказчика в лице МКДОУ "Детский сад "Солнышко" - С.С. Сташкиной (доверенность б/н от 20.02.2014 г.); представителя уполномоченного органа в лице Управления образования Администрации Артинского городского округа - С.С. Сташкиной (доверенность N152 от 20.02.2014 г.)
в отсутствие заявителя в лице ООО "СО "Тендер Консалт", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СО "Тендер Консалт" (614033, г. Пермь, ул. Лодыгина, д. 9) на действия заказчика в лице МКДОУ "Детский сад "Солнышко" (623340, Свердловская область, Артинский р-н, р.п. Арти, ул. Королева, 29А), уполномоченного органа в лице Управления образования Администрации Артинского городского округа (623340, Свердловская область, Артинский р-н, р.п. Арти, ул. Ленина, д. 81) при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта "Реконструкция Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Солнышко" по улице Королева, 29А, в п.Арти Свердловской области" на условиях под "ключ", включая оснащения здания технологическим, в т.ч. не монтируемым оборудованием и мебелью (N 0162300007313000066), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СО "Тендер Консалт" (вх.N01-2896 от 19.02.2014) на действия (бездействие) заказчика в лице МКДОУ "Детский сад "Солнышко", уполномоченного органа в лице Управления образования Администрации Артинского городского округа при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта "Реконструкция Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Солнышко" по улице Королева, 29А, в п.Арти Свердловской области" на условиях под "ключ", включая оснащения здания технологическим, в т.ч. не монтируемым оборудованием и мебелью (N0162300007313000066) в части наличия нарушений Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 2179 от 21.02.2014).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "СО "Тендер Консалт" указал следующее.
Внесение изменений Заказчиком в требования к материалам никак не отразилось на документации об открытом аукционе, которая содержит устаревшие сведения о требуемых товарах, их качественных характеристиках (потребительских свойствах), но все еще имеет статус действующей, хотя в архиве с изменениями от 06.02.2014 "Изменения в АД N 0162300007313000066 в ред. N 2 от 06.02.2014" размещены документы, дублирующие положения аукционной документации, что создает неопределенность для участников размещения заказа.
Также заявитель указал, что Заказчиком включены в один лот работы по реконструкции (строительные) и монтажу охранно-пожарной сигнализации. Заявитель считает, что товарные рынки строительных работ и работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации являются самостоятельными рынками. Указанные работы выполняются хозяйствующими субъектами, к деятельности которых предъявляются различные требования: для выполнения строительных работ - наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; для оказания услуг по монтажу охранной, пожарной сигнализации - наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В связи с этим, по мнению заявителя, действия заказчиков, уполномоченных органов по объединению в один лот выполнения строительных работ и работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации недопустимо, так как приводит к ограничению конкуренции и является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, заявитель указал, что в требованиях к товарам установлены иные товары, которые технологически и функционально не связаны с предметом торгов:
Раздел "Мебель для персонала" содержит такие товары, как шкафы, офисные кресла, стулья, кровати, доски настенные, вешалки для полотенец, комплекты мягкой мебели.
Раздел "огнетушители" устанавливает требования к различным огнетушителям
Раздел "Компьютерная техника" устанавливает требования к компьютерам, МФУ, комплектующим и операционным системам.
Раздел "оборудование для музыкального зала" устанавливает требования к пианино и стулу для пианино.
Раздел "оборудование для спортзала" устанавливает требования к гантелям, велотренажерам детским, эспандерам и т.д.
Раздел "оборудование для медицинского кабинета" содержит требования к облучателю бактерицидному, стерелизатору воздушному, кугоетке смотровой, весам медицинским, фонендоскопу и т.д.
Представитель заказчика и уполномоченного органа с доводами заявителя не согласилась, жалобу просила признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
27 декабря 2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0162300007313000066 и документация об аукционе на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта "Реконструкция Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Солнышко" по улице Королева, 29А, в п.Арти Свердловской области" на условиях под "ключ", включая оснащения здания технологическим, в т.ч. не монтируемым оборудованием и мебелью.
06 февраля 2014 года в извещение 0162300007313000066 и документацию об аукционе были внесены изменения. Указанные изменения относились к отдельным положениям документации об открытом аукционе в электронной форме, в связи с чем документация об аукционе, за исключением измененных положений, являлась действующей.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N 0162300007313000066 предметом размещения заказа является разработка проектной документации, рабочей документации и строительство объекта "Реконструкция здания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Солнышко" по ул. Королева, 29а на 240 мест в р.п. Арти Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение зданий технологическим в т.ч., не монтируемым, оборудованием и мебелью".
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанные требования к составу и характеристике работ, товаров, которые используются при производстве работ и подлежат поставке содержатся в Техническом задании (Часть III "Задание на аукцион"), являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации, а также поставки немонтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено установление следующих обязательных требований к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1).
В соответствии с п. 18 Информационной карты аукциона участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией, в том числе иметь в наличии
1. Свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2. Свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 33 раздела III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции, и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно - гражданское строительство".
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, то обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства, обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа, копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, соответственно установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СО "Тендер Консалт" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКДОУ "Детский сад "Солнышко", уполномоченного органа в лице Управления образования Администрации Артинского городского округа нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.
3. Заказчику в лице МКДОУ "Детский сад "Солнышко", уполномоченного органа в лице Управления образования Администрации Артинского городского округа предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 февраля 2014 г. N 277-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2014