Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 февраля 2014 г. N 281-З
Комиссия Свердловского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе:
Колотовой Т.Р. - руководитель управления, Председателя Комиссии;
Литяевой О.В.- специалиста-эксперта отдела закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- Государственного казённого учреждения здравоохранения Свердловской области "Специализированный дом ребенка" Тощевой Татьяны Владимировны (доверенность N287), Гусева, Николая Михайловича (доверенность N272);
- в отсутствии представителей заявителя ООО "АльфаСтрахование" Уральского регионального центра, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "АльфаСтрахование" Уральский региональный центр (620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 4Б, оф.5) на действия (бездействие) заказчика в лице ГКУ здравоохранения Свердловской области "Специализированный дом ребенка" (620012, г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, 36) при размещении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0362200061314000037), в части наличия нарушений от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "АльфаСтрахование" Уральский региональный центр (вх. N01-2960 от 20.02.2014 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице ГКУ здравоохранения Свердловской области "Специализированный дом ребенка" при размещении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0362200061314000037), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 2245 от 24.02.2014).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "АльфаСтрахование" Уральский региональный центр указал, что в документации запроса котировок имеется файл "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта". Согласно данному документу цена контракта определена как среднее значение коммерческих предложений (методом сопоставления рыночных цен). Однако, цена контракта может быть обоснована только расчетом страховой премии согласно тарифов, утвержденных Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 г. N263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Также заказчиком в качестве способа определения поставщика был выбран запрос котировок. Согласно Закону о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник, предложивший наименьшую цену контракта. В данном случае цена контракта является фиксированной и установленной в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 г. N263. Таким образом, данный способ определения поставщика не является корректным, так как победителем признается участник, подавший заявку первым, что является ограничением конкуренции и нарушает статью 8 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что при размещении заказа действовали в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
19 февраля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0362200061314000037.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 96 268,52 руб.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно ч.2 ст.77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В связи с выше указанным, в нарушение п.6 ч.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.73, Закона о контрактной системе заказчик в извещении в сведениях о закупке неправомерно указал адрес электронной почты в разделе место и порядок подачи котировочных заявок.
Согласно ч. 4, 5 ст. 34, ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" - пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Согласно п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что у заказчика в проекте государственного контракта в разделе 5 (ответственность сторон) в пункте 5.3. закреплено следующее: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от не уплаченной в срок суммы. А также п. 5.5. за неисполнение или ненадлежащее исполнение Страховщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Страхователем начисляется неустойка (штраф) в размере 10 % цены Контракта, и п.5.6. За ненадлежащее исполнение Страхователем обязательств, предусмотренных Контрактом, Страховщик вправе потребовать от Страхователя неустоек (штрафа) в размере 2,5 % цены Контракта.
Таким образом, заказчик, не полностью раскрыл содержание уплаты пени и штрафов в случае просрочки исполнения, положения которой закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063, также в проекте контракта отсутствует возможность внесения фиксированного размера штрафа.
Таким образом, заказчик нарушил ч.5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1-2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации объекта закупки нарушил требования, а именно не в полном объеме указаны сведения об объекте закупки, а именно в п.8 (сведения о транспортных средствах) технического задания, которые позволили определить соответствие закупаемых товаров.
Перечни автотранспортных средств, подлежащих обязательному страхованию, приведены в п.8 технического задания.
Общее количество транспортных средств, подлежащих страхованию составляет - 13 шт.
При заключении договоров (полисов) страхования Страхователь обязан предоставить сведения о страховании, а Страховщик обязан применить коэффициент КБМ (предоставляющий максимально возможную скидку) в соответствии с предоставленными сведениями и Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.
Из изложенного следует, что если Правительство Российской Федерации установило порядок формирования цен на отдельные виды услуг, то заказчик должен проводить обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цен лота) в соответствии с данным порядком.
Организация и осуществление услуг страхования производится и регулируется:
- Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" N 40-ФЗ от 25.04.2002;
- "Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. N 263;
- Страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии";
- "Правилами организации и проведения технической экспертизы транспортных средств при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства", утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г. N 238.
- действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. б ч. 2 ст. 9 Закона РФ N40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ N40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств": при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона РФ N40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ).
В соответствии с примечанием к пункту 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
В силу Постановления Правительства РФ N739 от 08.12.2005 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги.
Таким образом, данные тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются в зависимости от:
1. территории преимущественного использования транспортного средства (КТ);
2. наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ)
3. наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
4. технических характеристик транспортных средств;
5. иных существенно влияющих на величину страхового риска обязательств.
КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На момент рассмотрения жалобы Комиссией Свердловского УФАС России представителями заказчика не предоставлена информация об отсутствии возможности получения информации по предыдущему договору страхования автотранспортных средств на момент размещения информации о проведении конкурса сведений необходимых для расчета КБМ действующий (предыдущий) (письмо от страховщика об отказе в предоставлении сведений о КБМ действующего (предыдущего).
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в техническом задании не указаны сведения, необходимые для расчета КБМ, а также цены контракта: действующий (предыдущий) коэффициент (КБМ).
В документации не предоставлена необходимая информация для расчета КБМ, а со слов представителя заказчика, данная информация добавлена в техническое задание, соответственно потенциальные участники конкурса не могут достоверно рассчитывать на понижающий коэффициент. При этом, достоверными сведениями о действующем (предыдущем) КБМ обладает предыдущий страховщик, следовательно он обладает явным преимуществом перед другими потенциальными страховщиками.
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "АльфаСтрахование" Уральского регионального центра признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Государственного казённого учреждения здравоохранения Свердловской области "Специализированный дом ребенка" нарушения п.6 ч.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.73, ч.2 ст.77, ч.4-5 ст.34, ч.4 ст.64, ч.1-2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Государственного казённого учреждения здравоохранения Свердловской области "Специализированный дом ребенка" его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Т.Р. Колотова
Члены Комиссии О.В. Литяева
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 февраля 2014 г. N 281-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2014