Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 февраля 2014 г. N 282-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Колотовой Т.Р. - руководителя управления, председателя Комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Аминевой А.Ю. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, 3) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации города Екатеринбурга (Российская Федерация, 620014, Свердловская обл, Екатеринбург г, проспект Ленина, 24 А), его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0162300005313008494) на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на ул. Бардина, 15а в Ленинском районе г. Екатеринбурга", в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
При участии представителей:
Заказчика - Администрация города Екатеринбурга - Якушева Ольга Валерьевна (доверенность N 573/05/50.2-03 от 31.12.2013),
Слушателя - Администрация города Екатеринбурга - Корюкова Алексея Андреевича.
При отсутствии представителя:
Заявителя в лице ООО "Комплект сервис,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-2924 от 20.02.2014) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0162300005313008494) на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на ул. Бардина, 15а в Ленинском районе г. Екатеринбурга", поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст.58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 2264 от 24.02.2014).
Заявитель в своей жалобе пояснил, что незаконность действий заказчика выражается в нарушении установленных требованиями ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Также предметом аукциона является выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на ул. Бардина, 15а в Ленинском районе г. Екатеринбурга". Однако заявитель считает, что определяя предмет аукциона подобным образом, заказчик лишь создает видимость обоснованности и правомерности включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных между собой товаров. Предмет торгов должен быть строго определен и конкретизирован.
Согласно документации, в рамках аукциона необходимо выполнить проектные и строительно-монтажные работы, которые относятся к совершенно особой и имеющей свою специфику сферу деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.
Между тем, согласно Документации, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении строительных работ, также необходимо поставить: 1) Оборудование для пищеблока; 2) Мебель; 3) Прачечное оборудование; 4) Спортивное оборудование; 5) Медицинское оборудование. Заявитель считает, что включение данного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках аукциона. На основании вышеизложенного просят приостановить размещение заказа, признать незаконными действия заказчика и уполномоченного органа, выдать предписание о внесении изменений в Документацию и привлечь виновных к установленной законом ответственности.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям.
Заказчик в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов имеет право устанавливать в Документации об аукционе требования к выполнения работ.
С учетом своих потребностей Заказчик в соответствии с данной нормой указал в Документации об аукционе требования к работам, которые необходимо выполнить при исполнении условий контракта. При этом в Документации об аукционе (в Требованиях к материалам и изделиям, применяемым при выполнении работ, Локальных ресурсных сметных расчетах) не содержалось указания на необходимость в рамках размещения заказа поставить какое-либо специализированное оборудование, в том числе, для приготовления пищи.
Учитывая изложенное, представители Заказчика просили в удовлетворении заявленных ООО "Комплект сервис" требований отказать, действия Заказчика по установлению требований в Документации об аукционе к выполняемым работам признать соответствующими требованиям законодательства о размещении заказов.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
31 января 2014 года на официальном сайте заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300005313008494 на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на ул. Бардина, 15а в Ленинском районе г. Екатеринбурга".
Начальная (максимальная) цена контракта 182 151 568,58 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N 0162300005313008494 предметом размещения заказа является выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Дошкольное образовательное учреждение на ул. Бардина, 15а в Ленинском районе г. Екатеринбурга".
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанные требования к составу и характеристике работ, товаров, которые используются при производстве работ и подлежат поставке, содержатся в Приложениях N1, N2 документации об аукционе.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки не монтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено установление следующих обязательных требований к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1).
В соответствии с ч. 1 раздела 3 "Требования к участникам аукциона" документации об аукционе участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией, в том числе иметь в наличии
1. Свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2. Свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 33 раздела III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции, и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно - гражданское строительство".
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, то обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства, обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа, копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, соответственно установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика по установлению в Документации об аукционе требований к выполняемым работам нарушений не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60, Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации города Екатеринбурга нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Т.Р. Колотова
Члены комиссии О.А. Пескова
А.Ю. Аминева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 февраля 2014 г. N 282-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2014