Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 марта 2014 г. N 03-10/25-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; |
Балацкой Ю.В., |
специалиста-эксперта отдела экономического анализа, |
при участии представителей:
- заявителя - ООО "Страховая группа "Компаньон" Осиповой Ольги Валериевны (доверенность N317/14 от 24.02.2014),
- заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Служба хозяйственного обеспечения" Андреевой Марии Сергеевны (доверенность N6 от 24.03.2014),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/25-14, возбужденное по жалобе ООО "Страховая группа "Компаньон" на действия заказчика и котировочной комиссии Областного государственного бюджетного учреждения "Служба хозяйственного обеспечения" при проведении запроса котировок "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" на 2014-2015 годы" (Извещение N0365200021414000007 от 14.02.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "Страховая группа "Компаньон" (вх.1700 от 20.03.2014) (далее - заявитель) с жалобой на действия заказчика и котировочной комиссии Областного государственного бюджетного учреждения "Служба хозяйственного обеспечения" при проведении запроса котировок "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" на 2014-2015 годы", нарушающие, по мнению заявителя, требования Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель сообщает, что 24.02.2014 ООО "СГ "Компаньон" подало заявку на участие в запросе котировок в виде электронного документа, подписанного усиленной цифровой подписью. Заявка была подана на электронную почту Заказчика, указанную в извещении N0365200021414000007 о проведении запроса котировок. Какого-либо ответа или уведомления от заказчика о принятии или отклонении заявки не поступало.
Заявитель указывает на ч.2 ст.77 Закона 44-ФЗ, в соответствии с которой, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. На основании этой нормы заявитель считает, что Закон-44-ФЗ не предусматривает ограничения заказчиком способа и формы подачи заявки на участие в запросе котировок. Однако, из опубликованного 11.03.2014 на сайте zakupki.gov.ru протокола N1 0365200021414000007-П от 07.03.2014 следует, что заявка не была зарегистрирована в соответствии с требованиями ч.3 ст.77 Закона 44-ФЗ, и соответственно, ООО "СГ "Компаньон" был лишен возможности участвовать в запросе котировок.
Заявитель ссылается на ч.5 ст.112 Закона 44-ФЗ, в соответствии с которой, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N646/21H утверждено Положение "О пользовании официальным сайтом российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
Из того, что указанным Положением не предусмотрена подача заявок в форме электронных документов, с учетом права участников закупки, предусмотренного ч.2 ст.77 Закона 44-ФЗ, заявитель делает вывод о том, заказчик должен обеспечить возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа, вне зависимости от функционирования единой информационной системы.
Заявитель считает, что заказчик в нарушение требования ч.2 ст.77 Закона 44-ФЗ неправомерно отказал ООО "СГ "Компаньон" в принятии его котировочной заявки (отклонил) и просит: признать доводы его жалобы обоснованными; дать правовую оценку действиям заказчика, в части ограничения способов и формы подачи заявки на участие в запросе котировок; обязать заказчика зарегистрировать по дате и времени заявку ООО "СГ "Компаньон"; повторно рассмотреть и оценить заявки на участие в запросе котировок.
В письменных пояснениях на жалобу (вх.1760 от 21.03.2014) и в заседании Комиссии Томского УФАС России представитель заказчика сообщил, что считает доводы заявителя необоснованными, ввиду следующего:
14.02.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчиком опубликовано извещение N0365200021414000007 о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" на 2014-2015 годы.
В Порядке подачи котировочных заявок (приложение к указанному извещению в редакции N2) установлено, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта по почтовому адресу заказчика: 634050 г. Томск, пл. Ленина, 6, каб. N350. На конверте участник закупки указывает номер извещения о проведении запроса котировок и наименование объекта закупки. Заявка на участие в запросе котировок в письменной форме должна быть подписана уполномоченным представителем участника закупки и заверена печатью участника закупки (при ее наличии).
Кроме того, указанным Порядком предусмотрено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы подача заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа не допускается.
В обоснование указанного требования к порядку подачи и форме котировочных заявок заказчик ссылается на ниже следующие нормы:
Согласно ч.2 ст.77 Закона 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
При этом, ч.1 ст.5 Закона 44-ФЗ установлено, что допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Подпункт 4 ч.1 ст.4 Закона 44-ФЗ также предусматривает, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает, в том числе подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с ч.5 ст.112 Закона 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Заказчик считает, что в указанной части речь идет о размещении информации о закупках до ввода в эксплуатацию единой информационной системы, а не о порядке подачи заявок на участие в запросе котировок.
Заказчик, указывая на обстоятельства, что на момент проведения запроса котировок единая информационная система не введена в эксплуатацию, а техническая возможность подавать заявки на участие в запросе котировок и принимать данные заявки на официальном сайте отсутствует, считает, что правомерно установил требование к подаче заявок на участие в запросе котировок исключительно в письменной форме и на основании изложенного просит признать жалобу ООО "Страховая Группа "Компаньон" необоснованной.
Изучив доводы жалобы ООО "Страховая группа "Компаньон", заслушав представителей заявителя и заказчика, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365200021414000007 о проведении запроса котировок и проект контракта опубликованы на сайте Портала закупок - zakupki.gov.ru 14.02.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 497 045,88 руб.
Заказчик - Областное государственное бюджетное учреждение "Служба хозяйственного обеспечения"
Предмет аукциона: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" на 2014-2015 годы".
Статьей 5 Закона 44-ФЗ установлены правила электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок, в том числе, в соответствии с ч.1 этой статьи установлено, что допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом указанные заявки и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. То есть, ч.1 ст.5 Закона 44-ФЗ указывает на единственный способ подачи заявок участниками закупок в виде электронного документа - с использованием единой информационной системы.
В нормах Закона 44-ФЗ, установленных заключительными положениями (переходными) ст.112 Закона 44-ФЗ и документах, принятых во исполнение этих положений, отсутствует указание на иной способ (без использования единой информационной системы) подачи заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа.
Положения ч.2 ст.77 Закона 44-ФЗ допускают форму подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с требованием п.1 ч.1 ст.73 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в п.п.1 - 6 ст.42 Закона 44-ФЗ. Пунктом 6 ст.42 Закона 44-ФЗ установлено, что извещение должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Изучив сведения, установленные в извещении о проведении запроса котировок N0365200021414000007 Комиссия Томского УФАС России установила, что в извещении, опубликованном на сайте Портала закупок во вкладке "Порядок подачи котировочных заявок" опубликована следующая отсылка: Порядок подачи котировочных заявок прикреплен в виде файла на странице "сопроводительная документация".
В прикрепленном файле, в отношение способа подачи котировочной заявки в форме электронного документа, установлено требование следующим текстом: "Что касается подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа, то в соответствии со ст.5 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы подача заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа не допускается".
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что указанный заказчиком текст не содержит положений, нарушающих ст.5 Закона 44-ФЗ, так как содержит декларацию способа, установленного ч.1 ст.5 Закона 44-ФЗ и предупреждение о невозможности использования иного способа подачи котировочной заявки в форме электронного документа.
Таким образом, заказчик, исполняя обязанность опубликования порядка подачи заявок на участие в запросе котировок в извещении о проведении запроса котировок, предусмотренную п.6 ст.42 Закона 44-ФЗ, установил и опубликовал в извещении о проведении запроса котировок порядок подачи заявок без нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Не приняв котировочную заявку в форме электронного документа, направленную на электронный адрес заказчика, заказчик действовал в соответствии с опубликованным порядком подачи заявок на участие в запросе котировок, и поэтому у него не наступала обязанность, установленная ч.3 ст.77 Закона 44-ФЗ регистрировать заявку.
На основании выше установленного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов заявителя жалобы в отношении нарушения его прав участника закупки, вследствие отказа в принятии его котировочной заявки в форме электронного документа.
Вместе с тем, проведя на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ внеплановую проверку действий заказчика, осуществляющего закупку путем запроса котировок, Комиссия Томского УФАС России установила следующие нарушения:
1. В силу требований п.2 ч.1 ст.73 в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
В силу ч.4 ст.73 Закона 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
В нарушение ч.4 ст.73 Закона 44-ФЗ в котировочной заявке (заявке на участие в запросе котировок) заказчиком установлены требования по предоставлению участником закупки информации, предоставление которой положениями Закона 44-ФЗ не установлено, а именно: наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица), место нахождения (для юридического лица), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты: ИНН, КПП, р/сч в, БИК, К/сч, телефон, ответственный исполнитель, адрес электронной почты и др.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.73 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст.31 настоящего Федерального закона. В соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ заказчик устанавливает единые требования к правомочности участника закупки заключать контракт. К документам, подтверждающим правомочность, могут относиться документы, удостоверяющие личность (для физических лиц), учредительные документы (для юридических лиц). Таким образом, заказчик должен установить перечень документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
В нарушение требований п.1 ч.1 ст.73 Закона 44-ФЗ извещение о проведении запроса котировок не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст.31 настоящего Федерального закона, а именно: документы подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт (устав, учредительные документы или паспорт для физического лица).
Комиссия Томского УФАС России установила, что требования к представлению участниками закупки сведений с нарушением ч.4 ст.73 Закона 44-ФЗ, установленные заказчиком, не повлекли отклонения котировочных заявок участников закупки по основанию их не предоставления, то есть, не привели к нарушению прав участников закупки и пришла к выводу об отсутствии необходимости вмешательства в ход проведения закупки.
Определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере трех тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.31, ст.73, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106, Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Страховая группа "Компаньон" на действия заказчика Областного государственного бюджетного учреждения "Служба хозяйственного обеспечения" при проведении запроса котировок "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" на 2014-2015 годы" (Извещение N0365200021414000007 от 14.02.2014), необоснованной.
2. Признать заказчика - ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" нарушившим запрет, установленный в ч.4 ст.73 Закона 44-ФЗ в отношения требований от участника закупок информации, непредусмотренной положениями Закона 44-ФЗ.
3. На основании полномочий, предоставленных Томскому УФАС России п.2 ч.22 ст.99 Закона 44-ФЗ, выдать заказчику - ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела 03-10/25-14 должностному лицу, уполномоченному, в силу ст.28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
|
|
Балацкая Ю.В. |
В соответствии с ч.9 ст.106 решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 марта 2014 г. N 03-10/25-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2014