Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 3 марта 2014 г. N 03-10/16-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; |
Балацкой Ю.В., |
специалиста-эксперта отдела экономического анализа, |
при участии представителей:
- заказчика и аукционной комиссии - ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" Дозморова М.С, Березиной А.А. (доверенности б/н от 28.02.2014), Крекера О.Д. (приказ от 11.02.2014 N20),
- заявителя - ООО "СКБазис" Мальковой А.А. (доверенность б/н от 03.03.2014), Воронкова А.В. (протокол N3 от 23.08.2012),
рассмотрев на основании ст.ст.106, 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дело N03-10/16-14 возбужденное по жалобе ООО "СКБазис" на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания стационара ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 17 стр. 1 согласно сметной документации, в том числе смена покрытия кровли, колен, воронок; демонтажные работы по разборке деревянных элементов конструкции крыши; устройство обрешетки, стропил; огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций; устройство слуховых окон; ограждение кровель перилами и монтаж пожарных лестниц и их окраска; демонтажные работы чердачного перекрытия; усиление конструктивных элементов; монтаж распределительных балок; монтаж связей и распорок и их окраска; устройство пароизоляции и теплоизоляции; демонтаж и монтаж подвесных потолков; кладка отдельных участков стен из кирпича; устройство кабельной системы стаивания и антиобледенения кровли (электромонтажные работы),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "СКБазис" (вх.1122 от 21.02.2014) (далее - заявитель) с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания стационара ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 17 стр. 1 согласно сметной документации, в том числе смена покрытия кровли, колен, воронок; демонтажные работы по разборке деревянных элементов конструкции крыши; устройство обрешетки, стропил; огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций; устройство слуховых окон; ограждение кровель перилами и монтаж пожарных лестниц и их окраска; демонтажные работы чердачного перекрытия; усиление конструктивных элементов; монтаж распределительных балок; монтаж связей и распорок и их окраска; устройство пароизоляции и теплоизоляции; демонтаж и монтаж подвесных потолков; кладка отдельных участков стен из кирпича; устройство кабельной системы стаивания и антиобледенения кровли (электромонтажные работы), нарушающие, по мнению заявителя, Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ). Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе и в заседании Комиссии Томского УФАС России заявитель указывает, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе заказчиком принято решение отказать заявителю в допуске к участию в аукционе. Причина отказа в допуске: "Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе...В соответствии с пп.1 и 2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в связи с непредставлением информации, которая предусмотрена ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ, а также в связи с несоответствием участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст.31 Закона 44-ФЗ".
Заявитель считает решение аукционной комиссии необоснованным и не соответствующим требованиям действующего законодательства по следующим основаниям:
Выполнение лицензированных видов работ может производить организация, имеющая соответствующую лицензию.
Из ч.1 ст.94 Закона 44-ФЗ следует, что к отношениям по контрактам, заключаемым в соответствии с данным законом, применяются нормы Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно п.2 ст.702 ГК РФ к контрактам на выполнение различных видов подрядных работ применяются общие положения ГК РФ о подряде (параграф 1 глава 37 ГК РФ) и положения, регулирующие выполнение соответствующих видов работ, в частности, к подрядным строительным работам - положения о строительном подряде (параграф 3 глава 37 ГК РФ), в том числе к государственным и муниципальным контрактам, поскольку п.1 ст.763 ГК РФ содержит ссылку на ст.740 ГК РФ.
В соответствии с действующим законодательством РФ генеральный подрядчик имеет право привлечь соисполнителей, обладающих лицензией на выполнение определенных работ (ч.1 ст.706 ГК РФ).
Согласно п.1.1.8 аукционной документации подрядчик обязан выполнить работы собственными силами или с привлечением субподрядных организаций в полном соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе Градостроительным кодексом РФ, ГК РФ, в соответствии со СНиПами в части, не противоречащей действующему законодательству РФ, с гражданско-правовым договором, с локальным сметным расчетом.
Согласно п.4.2.6 гражданско-правового договора бюджетного учреждения на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания стационара ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г.Томск, ул.Красноармейская, 17, стр.1, подрядчик имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных настоящим договором и Приложениями к нему.
Более того, заявитель, являясь членом саморегулируемой организации, обладает допуском по п.33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), обладающих лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня вида работ: 10. Выполнение работ по огнезащите материалов и конструкций.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В заседании Комиссии Томского УФАС России и в письменном отзыве представители аукционной комиссии не соглашаются с доводами жалобы по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Анализ ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что участником закупки является лицо, осуществляющее выполнение работы, являющейся объектом закупки. Участник закупки, который подает заявку на участие в электронном аукционе, должен лично соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания стационара ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г.Томск, ул.Красноармейская, 17, стр.1 согласно сметной документации, в том числе:
- огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций;
- устройство пароизоляции и теплоизоляции;
- усиление конструктивных элементов;
- монтаж распределительных балок;
- устройство кабельной системы стаивания и антиобледенения кровли (электромонтажные работы);
- устройство обрешетки, стропил;
- др.
Таким образом, предметом электронного аукциона (объектом закупки по настоящему аукциону) согласно сметной документации являются работы по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания, которые образуют единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включающий в себя выполнение строительных и монтажных работ, а также работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно Приложению к Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций входит в перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию.
Требование о наличии в Свидетельстве СРО пункта 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридически лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" установлено в соответствии с п.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст.55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Наличие у участника закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не дает ему права выполнять работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Во второй части заявки ООО "СКБазис" отсутствовала копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня вида работ: 10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. Аукционная комиссия правомерно приняла решение о несоответствии заявки ООО "СКБазис" требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Изучив доводы жалобы ООО "СКБазис", заслушав представителей заказчика и аукционной комиссии, заявителя, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365200015314000001 (в ред.N3) о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 31.01.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 931 706,46 (Два миллиона девятьсот тридцать одна тысяча семьсот шесть) рублей 46 копеек.
Заказчик - ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер".
Аукционная комиссия в составе 7 человек: Березина А.А., Крекер О.Д., Крук Т.В., Попова Т.А., Щемерова И.Н., Кирьянова О.А., Дозморов М.С.
Предмет аукциона: Выполнение работ по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания стационара ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 17 стр. 1. согласно сметной документации, в том числе смена покрытия кровли, колен, воронок; демонтажные работы по разборке деревянных элементов конструкции крыши; устройство обрешетки, стропил; огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций; устройство слуховых окон; ограждение кровель перилами и монтаж пожарных лестниц и их окраска; демонтажные работы чердачного перекрытия; усиление конструктивных элементов; монтаж распределительных балок; монтаж связей и распорок и их окраска; устройство пароизоляции и теплоизоляции; демонтаж и монтаж подвесных потолков; кладка отдельных участков стен из кирпича; устройство кабельной системы стаивания и антиобледенения кровли (электромонтажные работы).
Согласно ч.3 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит в том числе требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Во исполнение указанных норм заказчик установил в документации об электронном аукционе требования к содержанию второй части заявки, а именно:
а) наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на следующие виды работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость по одному договору не превышает десять миллионов рублей:
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Требования установлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В случае, если стоимость по одному договору в свидетельстве о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту участника закупки превышает десять миллионов рублей, такой участник закупки будет признан соответствующим требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона.
Лицо, осуществляющее организацию капитального ремонта, вправе выполнять определенные виды работ по организации капитального ремонта при условии соответствия такого лица требованиям, установленным действующим законодательством или привлечь субподрядные организации, которые будут соответствовать следующим требованиям, а именно:
наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на следующие виды работ:
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.8. Антисептирование деревянных конструкций.
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.10. Работы по теплоизоляции, зданий, строительных конструкций и оборудования.
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
б) наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня вида работ:
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Требования установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановлением Правительство Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Изучив вторую часть заявки ООО "СКБазис", Комиссия Томского УФАС России установила, что в составе второй части заявки отсутствует копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня вида работ: 10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. Таким образом, участник закупки не подтвердил свое соответствие требованиям, установленным в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ.
На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что аукционная комиссия, руководствуясь требованиями действующего законодательства РФ и положениями документации об электронном аукционе, правомерно приняла решение о несоответствии заявки ООО "СКБазис" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии со ст.99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Во исполнение указанной нормы заказчик установил в Технической части документации Перечень N1 "Перечень товара, используемого при выполнении работ, без указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара" (далее - Перечень N1) и Перечень N2 "Перечень товара, используемого при выполнении работ, с указанием на товарный знак (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 указанной статьи участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с п.5 Перечня N1 заказчику требуется "Пиломатериал" с характеристиками: "древесина хвойных пород, сорт 2 по ГОСТ 8486-86, влажность не более 22% по ГОСТ 8486-86". В столбце "Параметры характеристик (потребительских свойств)" установлено "Показатель, значение которого не может изменяться".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.02.2014 г. аукционной комиссией принято решение допустить к участию в электронном аукционе и признать участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе с порядковыми номерами заявок 10, 12, 13, участниками электронного аукциона.
Вместе с тем, заявки указанных участников электронного аукциона содержали следующие показатели товара "Пиломатериал": Древесина хвойных пород, сорт 2 по ГОСТ 8486-86, влажность 22% по ГОСТ 8486-86. Таким образом, участники электронного аукциона с порядковыми номерами заявок 10, 12, 13 изменили значение показателя "Влажность" и указали иное значение, не соответствующее требованиям документации об электронном аукционе.
В результате установленного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в действиях членов аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В то же время, установленное правонарушение не привело к нарушению прав иных участников электронного аукциона, так как электронный аукцион не состоялся и ни одна заявка (вторая часть) на участие в электронном аукционе не была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На основании установленного Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленного нарушения.
Проверка положений документации об электронном аукционе не выявила нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как заказчик установил требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня вида работ: 10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций в соответствии с п.15 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64, п.2 ч.5 ст.66, ч.8 ст.106, ч.1 ст.112 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СКБазис" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и чердачного перекрытия здания стационара ОГБУЗ "Томский областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 17 стр. 1. согласно сметной документации, в том числе смена покрытия кровли, колен, воронок; демонтажные работы по разборке деревянных элементов конструкции крыши; устройство обрешетки, стропил; огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций; устройство слуховых окон; ограждение кровель перилами и монтаж пожарных лестниц и их окраска; демонтажные работы чердачного перекрытия; усиление конструктивных элементов; монтаж распределительных балок; монтаж связей и распорок и их окраска; устройство пароизоляции и теплоизоляции; демонтаж и монтаж подвесных потолков; кладка отдельных участков стен из кирпича; устройство кабельной системы стаивания и антиобледенения кровли (электромонтажные работы) необоснованной.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности за выявленные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
|
|
Балацкая Ю.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 3 марта 2014 г. N 03-10/16-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2014