Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2014 г. N 44-86/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 28 Невского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
ООО "Карамель-ка" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 4835 от 14.03.2014) на действия заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка продуктов питания, хранение продуктов питания, перевозка до пункта назначения продуктов питания, погрузо-разгрузочные работы продуктов питания, очистка и санитарная обработка транспортных средств, используемых для перевозки продуктов питания) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.02.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200058514000001. Начальная (максимальная) цена контракта 6 263 615,82 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения аукционной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно выбрал способ электронного аукциона для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на комплексную поставку продуктов питания. Вместо электронного аукциона заказчик должен был провести конкурс с ограниченным участием.
В ст. 24 Закона о контрактной системе установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
Согласно ст. 56 Закона о контрактной системе конкурс с ограниченным участием применяется, в том числе в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Согласно положениям ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан при осуществлении закупки устанавливать единые требования к участникам закупки. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в том числе путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования. Перечень документов, подтверждающих соответствие установленным Правительством Российской Федерации требованиям к участникам закупки, также утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в ст. 56 Закона о контрактной системе, а также перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки предъявляемым требованиям, осуществление в данном случае закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием неправомерно. Заказчик вправе осуществить такую закупку любым иным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без предъявления дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1089) утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, в данном случае заказчик правомерно проводит определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем электронного аукциона.
Данная позиция подтверждается в письме Минэкономразвития России N 3422-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/6139/14 от 21.02.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации 28 ноября 2013 г. " 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам указанной закупки" (далее - письмо Минэкономразвития России и ФАС России).
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Анализ документации об аукционе показал, что положения Информационной карты в редакции от 13.03.2014, которая имеет приоритет над положениями Части I, содержит требования ко второй части заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
3. Заявитель указывает на то, что место поставки товаров, указанное в извещении о проведении аукциона, не соответствует местам поставки товаров, указанным в аукционной документации.
Анализ извещения о проведении аукциона и аукционной документации показал, что в аукционной документации указано место поставки товаров, указанное в извещении о проведении аукциона, а также дополнительные адреса мест поставки товаров.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит прямых указаний о полном соответствии извещения о проведении аукциона и аукционной документации.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
4. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Анализ проекта контракта показал отсутствие сроков оформления результатов приемки товаров.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
5. В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Анализ проекта контракта показал отсутствие фиксированной суммы штрафа в отношении заказчика, в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
6. Заявитель указывает на то, что положения проекта контракта ограничивают возможность привлечения третьих лиц для исполнения условий контракта.
В п. 2.1.1 ч. 2 проекта контракта указано, что "поставщик обязуется своими силами и средствами осуществить поставку продуктов питания, указанных в пункте 1.1. Контракта, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что рассматриваемое положение проекта контракта не предусматривает исполнение контракта лично и без привлечения третьих лиц, вместе с тем, аукционная документация не содержит таких запретов.
Представители заказчика пояснили, что привлечение третьих лиц для исполнения контракта допускается.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
7. Заявитель указывает на то, что некоторые разделы документации размещены заказчиком в формате ".png", ограничивающем возможность для ознакомления с аукционной документацией, в том числе отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста.
В соответствии с п. 2.9.2 Регламента размещения закупок путем электронного аукциона на общероссийском официальном сайте в систему допускается загружать файлы, в том числе в формате ".png".
Вместе с тем, установлено, что документация об аукционе доступна для ознакомления.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
8. Заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контрактов на поставки одноименных товаров.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В п. 1 раздела 2 технического задания аукционной документации заказчик установил, что "участник должен представить сведения о наличии у него опыта исполнения соответственно двух контрактов (Контрактов) на поставки одноименных товаров (поставки пищевых продуктов в учреждения и организации, указанные в части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены Контракта, на право заключить который проводится открытый аукцион в электронной форме. Требование установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089".
Согласно позиции, изложенной в письме Минэкономразвития России и ФАС России, в случае принятия решения заказчиком об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации N 1089, иным способом (закупка у единственного поставщика, запрос котировок, электронный аукцион) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.
Представители заказчика в своем письменном отзыве на жалобу заявителя согласились с допущенным нарушением.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении заказчиком требований к участникам электронного аукциона о наличии у них опыта исполнения контрактов на поставки одноименных товаров.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным, а жалоба - обоснованной частично.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что срок окончания подачи заявок на участие в аукционе не наступил.
Выявленные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об устранении данных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 31, 34, 56, 64, 66, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Карамель-ка" частично обоснованной в части доводов об отсутствии в проекте контракта условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, отсутствии сроков оплаты и сроках оформления результатов приёмки, установлении заказчиком требований к участникам электронного аукциона о наличии у них опыта исполнения контрактов на поставки одноименных товаров.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 5, 13 ст. 34, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2014 г. N 44-86/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2014