Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 февраля 2014 г. N 0173200001413001455
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Лысовой Н.А.,
Специалиста первого разряда отдела контроля за размещением государственного заказа Максимова И.С.,
при участии представителей Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа": Шевчука С.В., Маутер Е.А.,
уполномоченного органа: Департамента города Москвы по конкурентной политике: Кораблева В.С.,
заявителя жалобы - ООО "Новые Строительные Технологии": Исакова Д.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Новые Строительные Технологии" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству парка "Дубрава" в рамках проекта "Народный парк", расположенного в районе Куркино между микрорайонами N4 и N15 (Заказ N0173200001413001455) (далее - Аукцион), в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона (Заказ N 0173200001413001455).
Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно:
- установление в Форме 2 Аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят Участников размещения заказа в заблуждение;
- нарушение Заказчиком порядка ответа на запрос о разъяснении положений Аукционной документации;
- установление в Форме 2 Аукционной документации требований, противоречащих требованиям Технического задания Аукционной документации;
- установление в Форме 2 требований к товарам, не соответствующих требованиям действующих нормативных документов, в частности ГОСТам.
- установление в Аукционной документации требований, ограничивающих количество Участников размещения заказа.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/3450 от 07.02.2014) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно: в Форме 2, входящей в состав данной Аукционной документации, требуемое значение характеристик товара Заказчик разместил одновременно в графе "Требуемое значение" и графе "Требуемый параметр".
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 установлены максимальные и минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, требуемых при выполнении работ товаров, в частности: "Пропан-бутан газообразный": требуемый параметр - "наружный диаметр не должен быть" и требуемое значение - "менее 299 мм"; "Смазка Литол-24": требуемый параметр - "температура воспламенения выше" и требуемое значение - "250 °С", при этом требования "не должен быть", "выше" установлены в графе Формы 2 "Требуемый параметр", который заполняется Заказчиком и является неизменяемым, что не позволяет Участникам представить конкретное значение показателей требуемых при выполнении работ товаров.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Аукционная документация Заказчика, в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, содержит требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчик согласился с вышеуказанным доводом жалобы, признав нарушения допущенные при составлении Аукционной документации по данной позиции.
2. Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно: разъяснения положений Аукционной документации, размещенные Заказчиком на официальном сайте меняют ее суть.
Согласно ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, Зказчику был направлен запрос о разъяснении положений Аукционной документации, следующего содержания: "Что означает перечисления характеристик ";"?".
Согласно ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Согласно ч. 5 ст 41.7 Закона о размещении заказов документации разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком 31.01.2014 опубликовано разъяснение на поступивший запрос положений документации следующиего содержания: "Значение знака ";" при перечислении в наименовании товара или показателях (характеристиках) в Форме-2 читать как "или"".
Вместе с тем, согласно требованиям Технического задания Аукционной документации: "Если в наименовании товара или показателях (характеристиках) присутствует перечисление через знак "," ";", то участник должен представить все написанные значения с учетом изложенных требований в данном пункте".
Таким образом, разъяснение положений Аукционной докуменации от 31.01.2014, размещенное Заказчиком на официальном сайте меняет ее суть, что нарушает положения ч. 5 ст 41.7 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчик согласился с вышеуказанным доводом жалобы, признав нарушения допущенные при составлении Аукционной документации по данной позиции.
Кроме того, согласно Извещения о проведении Аукциона, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.02.2014.
Согласно ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 8.15 Информационной карты Аукциона: дата окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе - 11.01.2014, что нарушает положения ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, так как окончание предоставления разъяснений должно составлять не менее 5 дней до даты окончания подачи заявок.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчик согласился с вышеуказанным доводом жалобы, признав нарушения допущенные при составлении Аукционной документации по данной позиции.
3. Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно: по мнению Заявителя установленные в Техническом задании Аукционной документации требования к товарам, вводят Участников размещения заказа в заблуждение.
Комиссией Управления установлено, что в Техническом задании приведен "список часто встречающихся нормативных документов, которые необходимо учесть при подготовке заявки к данным торгам (в соответствии с Формой 2)". Вместе с тем, данный перечень содержит нормативные документы на товары, которые не представлены в Форме 2 (ГОСТ 5583 "Кислород газообразный технический и медицинский", ГОСТ 10503 "Краски масляные, готовые к применению", ГОСТ 2889 "Мастика битумная кровельная горячая", ГОСТ 190 "Олифа оксоль", ГОСТ 19710 "Этиленгликоль", ГОСТ 10587 "Смолы эпоксидно-диановые неотвержденные" и другие), что соответствует п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заявитель затруднился пояснить в чем именно вышеуказанные требования нарушают положения Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно: в Форме 2 Аукционной докуметации отсутствуют некоторые товары, предусмотренные Техническим заданием Аукционной документациии.
Согласно п. 6 Технического задания Аукционной документации: "В приложении к техническому заданию участнику на выбор предлагается два вида масляной краски "Краски масляные" и "Краски масляные цветные густотертые", исходя из этого участник размещения заказа вправе выбрать один из 2х вариантов предлагающихся в форме. Так же в приложении к техническому заданию (форма-2) участнику предлагается на выбор два вида олиф: "Олифа натуральная" и "Олифа для окраски", исходя из этого участник размещения заказа вправе выбрать один из 2х вариантов предлагающихся в форме. Так же в приложении к техническому заданию на выбор предлагается два пигмента: "пигменты сухие красного цвета железоокисные" и "пигменты сухие зеленого цвета железоокисные", исходя из этого участник размещения заказа вправе выбрать один из 2х вариантов предлагающихся в форме. Кроме того в форме-2 участнику на выбор предлагается к использованию два вида песка: "Песок для дорожного строительства" и "Песок для строительных работ", исходя из этого участник размещения заказа вправе выбрать один из 2х вариантов предлагающихся в форме".
Вместе с тем, в Форме 2 Аукционной документации товары "Краски", "Олифа", отсустствуют, "Пигменты" указаны только для желтого цвета, "Песок" указан одного вида.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Аукционная Документация составлена таким образом, что вводит Участников размещения заказа в заблуждение, что нарушает положения п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчик согласился с вышеуказанным доводом жалобы, признав нарушения допущенные при составлении Аукционной документации по данной позиции.
5. Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно: в Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), которые не соответствуют ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 10178-85.
Комиссией Управления установлено, что в Техническом задании Аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемых товаров (материалов), в том числе ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 10178-85.
Вместе с тем, в Форме 2 Аукционной документации содержатся необходимые максимальные и минимальные значения и показатели, значения которых не могут изменяться требуемых при выполнении работ товаров (материалов), в частности:
1) "Смеси бетонные, БСГ, тяжелого бетона на гранитном щебне" - "Марка по удобоукладываемости: или П1 или П2 или П3 или П4"; "Осадка конуса: от 5 до 15 см".
Вместе с тем, согласно требованиям ГОСТ 7473-2010 для марки П1 осадка конуса должна составлять 1-4 см.
Таким образом, требование к параметру "Осадка конуса" для марки по удобоукладываемости П1, установленное Заказчиком в Форме 2 Аукционной документации противоречит требованиям ГОСТ 7473-2010 и не позволяет Участнику представить предложение для марки по удобоукладываемости П1, соответствующее требованиям Аукционной документации в части параметра "Осадка конуса", что нарушает положения п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, комиссия Управления приходит к выводу о обоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчик согласился с вышеуказанным доводом жалобы, признав нарушения допущенные при составлении Аукционной документации по данной позиции.
2) "Растворы строительные" - "Марка по подвижности: или Пк1 или Пк2 или Пк3"; "Норма подвижности по погружению конуса от 1 до 14".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 28013-98, для марки по подвижности Пк3 норма подвижности по погружению конуса должна составлять свыше 8 до 12 см. включительно.
Таким образом, установленное Заказчиком в Форме 2 Аукционной документации значение показателя "Норма подвижности по погружению конуса" не противоречит требованиям ГОСТ 28013-98, так как установленный в Форме 2 Аукционной документации диапазон значений для данного показателя включает в себя значения, указанные ГОСТом 28013-98.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3) В Форме 2 Аукционной документации для товара "Растворы строительные", установлено в том числе, такое значение показателя "По прочности при сжатии в 28- суточном возрасте цемент может быть" как "Портландцемент 660".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 10178-85 портландцемент марки 660 не существует, что нарушает положения п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о обоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчик согласился с вышеуказанным доводом жалобы, признав нарушения допущенные при составлении Аукционной документации по данной позиции.
6. Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно: в приложении N 5 к Государственному контракту "Перечень документов, предоставляемых подрядчиком Государственному Заказчику при сдаче выполненных работ" указаны "Счет", "Счет-фактура" и "Другие документы по требованию Заказчика".
Комиссией Управления установлено, что в Приложении N 5 к Государственному контракту Заказчиком установлен перечень документов, предосавляемых подрядчиком Государственному Заказчику при сдаче выполненных работ, в который, в том числе, входят следующие документы: "Счет - 2 экз.", "Счет-фактура - 2 экз.", "И другие документы по требованию Заказчика".
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а так же каким именно образом, указанное требование нарушает положения Закона о размещении заказов.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 6 ст. 60, ст. 112 Закона о контрактной системе Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новые Строительные Технологии" на действия Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа" обоснованной в части установления в Форме 2 Аукционной документации требований к товарам, требуемым при выполнении работ, которые вводят Участников размещения заказа в заблуждение, нарушения Заказчиком порядка ответа на запрос о разъяснении положений Аукционной документации, установления в Форме 2 Аукционной документации требований, противоречащих требованиям Технического задания Аукционной документации, установления в Форме 2 требований к товарам, не соответствующих требованиям действующих нормативных документов, в частности ГОСТам 7473-2010; 10178-85.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1, ч. 4 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34, ч. 5 ст 41.7, ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Н.А. Лысова
Члены Комиссии:
И.С. Максимов
Исп. Пшеницын И. С. (495) 784 75 05 доб. 153
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 февраля 2014 г. N 0173200001413001455
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2014