Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 марта 2014 г. N 2-57-1165/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гордуз А.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Осипова Р.Г.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы": Осипова Г.П. (дов. Nб/н от 10.01.2014), Сыровой М.И. (дов. Nб/н от 12.03.2014), Батуевой Д.Ц. (дов. Nб/н от 12.03.2014), а также в отсутствие представителей ООО "Эйликс", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.03.2014 NМГ/6435,
рассмотрев жалобу ООО "Эйликс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту в ГБУВУ "Социальный приют для детей и подростков" (Заказ N0373200041513000576) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Федеральный закон от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.03.2014 NМГ/6435 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в техническом задании аукционной документации Заказчиком, исходя из своих потребностей, установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что установленное Заказчиком в Техническом задании требование о необходимости соответствия товаров, используемых при выполнении работ, требованиям конкретных ГОСТ, которые утратили силу, вводит в заблуждение и может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку не позволяет участникам размещения заказа сформировать предложение, соответствующие требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
Вместе с тем, согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчика установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников размещения заказа и могут повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, в частности, по п. "Песок для строительных работ" (содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; удельная эффективная активность естественных радионуклидов; марка по прочности; предел прочности при сжатии; марка гравия по дробимости), п. "Щебень" (содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках); п. "Смеси бетонные" (массовая доля в цементах активных минеральных добавок; содержание в воде органических поверхностно-активных веществ, сахаров или фенолов; максимальное допустимое содержание взвешанных частиц); п. "Арматурные заготовки не собранные в каркасы и сетки" (площадь поперечного сечения стержня; масса 1 м профиля).
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком, исходя из своих потребностей, предусмотрены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. "Песок для строительных работ" (содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; удельная эффективная активность естественных радионуклидов; марка по прочности; предел прочности при сжатии; марка гравия по дробимости), п. "Щебень" (содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках); п. "Смеси бетонные" (массовая доля в цементах активных минеральных добавок; содержание в воде органических поверхностно-активных веществ, сахаров или фенолов; максимальное допустимое содержание взвешанных частиц); п. "Арматурные заготовки не собранные в каркасы и сетки" (площадь поперечного сечения стержня; масса 1 м профиля). При этом, в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в торгах, содержащейся в составе аукционной документации, установлено требование о необходимости соответствия товаров, используемых при выполнении работ, требованиям конкретных ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, подтверждающих каким образом установление вышеуказанных требований к товарам, используемым при выполнении работ, вводит в заблуждение и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также представителем Заявителя не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссией Управления установленно, что при составлении аукционной документации Заказчик в Форме 2, в частности, п. 51 "Песок для строительных работ" включил параметры "удельная эффективная активность естественных радионуклидов не должна быть", "коэффициент фильтрации песка не должен быть" в графу "Требуемый параметр", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником размещения заказа, а в графе "Требуемое значение" установил следующую характеристику: "более 740", "менее семи", содержащую диапазон максимальных и минимальных значений, который должен заполнить участник размещения заказа.
Также, Комиссией Управления установлено, что в Форме 2 в п. 2 "Вода" (максимальное содержание химических веществ в одном литре воды), в п. 24 "Песок для строительных работ" (допустимое содержание пород минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песка, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов), а также в п. 4, 27, 44, 66 "Битумы" (маркировка) в графе "Требуемый параметр", заполняемой Заказчиком при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме, и не подлежащей корректировке участником размещения заказа, и в графе "Требуемое значение", которая должна содержать диапазон максимальных и/или минимальных значений, и которую должен заполнить участник размещения заказа, Заказчиком указаны характеристики товаров, используемых при выполнении работ, таким образом, что не представляется возможным разграничить технические характеристики товаров и максимальные и/или минимальные значения данных показателей, что вводит в заблуждение, влечет ограничение количества участников размещения заказа, а также препятствует корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в торгах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в торгах, и в нарушение ч.1 и ч.4 ст.41.6 может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены заведомо неисполнимые требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 1, 24, 41, 51, 64 "Песок для строительных работ" (содержание зерен крупностью св. 0,15 мм не должно превышать 20), поскольку ГОСТ 8736-93, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, определяет содержание зерен крупностью св. 10 мм, св. 5 мм и менее 0,16 мм, что не позволяет представить значение по параметру "содержание зерен крупностью св. 0,15 мм", соответствующее требованиям ГОСТ 8736-93.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что в техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 6 "Смеси бетонные" (группа по удобоукладываемости СЖ или Ж или П; норма удобоукладываемости по показателю подвижности осадка конуса должна быть менее или равен 21, расплыв конуса должен составить менее или равен 31), при этом, в соответствии с ГОСТ 7473-94, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, только смеси бетонные марки по удобоукладываемости П4 и П5 будут соответствовать требованиям аукционной документации.
Также, в техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 6 "Смеси бетонные" (группа по удобоукладываемости СЖ или Ж или П; норма удобоукладываемости по показателю подвижности осадка конуса должна быть менее или равен 21, расплыв конуса должен составить менее или равен 31; портландцемент (без минеральных добавок) или портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками; предел прочности при изгибе в возрасте 3 суток должен быть не менее 35 и предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть не менее 29,4), при этом, в соответствии с ГОСТ 10178-85, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, только смеси бетонные марки по удобоукладываемости П4 и П5, а также ПЦ-Д20-Б будут соответствовать требованиям аукционной документации.
Кроме того, в техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 5, 8, 29, 71 "Арматурные заготовки не собранные в каркасы и сетки" (углеродистая сталь обыкновенного качества (марки); предельные отклонения по химическому составу фосфора и серы; плюсовые отклонения по массовой доле углерода не допускаются; площадь поперечного сечения), при этом, в соответствии с ГОСТ 380-94, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, только углеродистая сталь обыкновенного качества марок Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс и Ст3Гсп будут соответствовать требованиям аукционной документации.
Также, в техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 9 "Смеси бетонные" (класс бетона по прочности на сжатие должен быть не ниже В20; средняя прочность бетона не менее 131), при этом, в соответствии с ГОСТ 26633-91, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, только смеси бетонные класса по прочности В12,5 и В15 будут соответствовать требованиям аукционной документации.
В техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 52, 55, 60 "Опалубка" (материал опалубки - пластиковая; деревянная; комбинированная; стальная; алюминиевая; оборачиваемость мелкощитовой опалубки не менее 100; оборачиваемость крупнощитовой опалубки не менее 200), при этом, в соответствии с ГОСТ Р 52085-2003, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, только опалубка деревянная будет соответствовать требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации Заказчиком предусмотрены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 7, 13, 30, 49 "Доски", при этом, в соответствии с ГОСТ 8486-86, требование о необходимости соответствия требованиям которого по данному товару предусмотрено в аукционной документации, только доски отборные будут соответствовать требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в торгах, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст. 112, ст. 113 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эйликс" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, п. 2 "Вода", п. 4, 27, 44, 66 "Битумы", п. 1, 24, 41, 51, 64 "Песок для строительных работ", п. 6, 9 "Смеси бетонные", п. 5, 8, 29, 71 "Арматурные заготовки не собранные в каркасы и сетки", п. 52, 55, 60 "Опалубка", п. 7, 13, 30, 49 "Доски".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 1, 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "СтройКапиталИнвест" по делу N2-57-1046/77-14 от 05.03.2014.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии А.В. Гордуз
Р.Г. Осипов
Гордуз А.В. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 марта 2014 г. N 2-57-1165/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2014