Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2014 г. N 2-57-938/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Мурашова В.О.,
Члена комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гордуз А.В.,
при участии представителей Управления социальной защиты населения района Марьино города Москвы Юго-Восточный административный округ: Булаховой И.В. (дов. Nб/н от 04.02.2014), Иванчикова Е.А. (дов. Nб/н от 26.02.2014), Скопинцева С.И. (дов. Nб/н от 26.02.2014), Звягиной Г.А. (дов. Nб/н от 04.02.2014), Ярощука М.С. (дов. Nб/н от 04.02.2014), а также в отсутствие представителей ООО "Камелия", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.02.2014 NМГ4885,
рассмотрев жалобу ООО "Камелия" (далее - Заявитель) на действия Управления социальной защиты населения района Марьино города Москвы Юго-Восточный административный округ (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение капитального ремонта в помещениях УСЗН района Марьино Юго-Восточного административного округа г. Москвы, Расположенного по адресу: 109451, г.Москва, ул. Братиславская, д.21, корп. 1 (Заказ N0373200004613000001) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
1) установление неправомерных требований к составу первой части заявки на участие в торгах, что, по мнению Заявителя, нарушает законные права и интересы участников размещения заказа;
2) размещение аукционной документации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в формате, недоступном для поиска и копирования фрагментов текста;
3) установление неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников размещения заказа и могут повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Федеральный закон от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.02.2014 NМГ/4885 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в торгах, содержащейся в составе аукционной документации Заказчика, неправомерно установлены требования к составу первой части заявки на участие в торгах, а именно, в п. 6 Приложения N2 к Техническому заданию, которые, по мнению Заявителя, нарушают законные права и интересы участников размещения заказа
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в торгах, содержащейся в составе аукционной документации Заказчика, а именно, в п. 6 Приложения N2 к Техническому заданию, установлено следующее: "В случае отсутствия характеристики (ее значений) для того или иного товара необходимо это отметить, указав знак "-" или "не нормируется. В случае, если участник размещения заказа оставил в графе "Значение, предлагаемое участником" поле пустым, то это будет расцениваться как не предоставление сведений, что является поводом для отклонения заявки".
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, подтверждающих каким образом установление данного требования в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в торгах препятствовало ООО "Камелия" подать заявку на участие в торгах, а также представителем Заявителя не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками размещения заказа подано 22 заявки на участие в торгах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводам Заявителя аукционная документация Заказчика размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в формате недоступном для поиска и копирования фрагментов текста.
На основании ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом www.zakupki.gov.ru и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2012 N646/21н утверждено положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом ( далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения, Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
При этом п. 8 Положения определено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования, в том числе, к информации, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, из названных положений Закона о размещении заказов следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об Аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку в установленные сроки подготовить надлежащим образом, в соответствии со всеми требованиями, установленными в такой документации об аукционе, заявку на участие в торгах, затруднительно.
Примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями для ее ознакомления приведены в п. 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Комиссией установлено, что Заказчиком на официальном сайте размещенная аукционная документация не создает препятствий для ознакомления, поиска, редактирования и копирования текста.
Таким образом, довод Заявителя о том, что размещенная на официальном сайте аукционная документация создает препятствия участникам размещения заказа для подготовки заявки на участие в торгах, что, по мнению Заявителя, влечет ограничение количества участников размещения заказа, необоснован.
3. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчика установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников размещения заказа и могут повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, в частности, по п. 11 "Держатели" Заказчиком установлены излишние требования к массовой доле элементов (углерода, марганца, кремния, хрома) в стали шурупов, а также, по п. 4 "Филизол" установлены противоречивые требования по параметру "масса 1 кв.м.", поскольку согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в торгах участник размещения заказа должен указать конкретные показатели, характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ, при этом, по мнению Заявителя, указать конкретное значение в п. 4 "Филизол" по показателю "масса 1 кв.м." не представляется возможным, в связи с тем, что техническая документация производителей (ТУ 5774-008-05108038-97) устанавливает данное значение в диапазоне (в пределах).
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком, исходя из своих потребностей, предусмотрены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, п. 11 "Держатели" (Массовая доля элементов в стали шурупов должна быть: - углерода не более 0,21%; - марганца не более 2,00%; - кремния не более 0,8%; - хрома не более 19,0%), п. 4 "Филизол" (Масса 1 кв.м не менее 1,0 г). При этом, в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в торгах, содержащейся в составе аукционной документации, установлено требование о необходимости соответствия товаров, используемых при выполнении работ, требованиям, в частности, ТУ 5774-008-05108038-99.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, подтверждающих каким образом установление вышеуказанных требований по п. 11 "Держатели" (Массовая доля элементов в стали шурупов) и п. 4 "Филизол" (Масса 1 кв.м) препятствовало ООО "Камелия" подать заявку на участие в торгах, а также представителем Заявителя не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками размещения заказа подано 22 заявки на участие в торгах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчика установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников размещения заказа и могут повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, в частности, по п. 22 "Кронштейны" (диапазон толщины; предельные отклонения толщины полимерного покрытия на лицевой стороне проката - единица измерения "миллиметр"; свойства покрытия лицевой стороны - единица измерения "джоуль"), при этом, согласно ГОСТ Р 52146-2003, требования о соответствии которому установлено в аукционной документации, единицы измерения по данных показателям должны быть "микрометр" и "миллиметр" соответственно, а также, по п. 23 "Плинтус" неправомерно установлено требование по параметру "длина в бухтах, м, не менее до 50 м", что вводит в заблуждение участников размещения заказа, а также может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами Заявителя жалобы, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в торгах, и в нарушение ч.1 и ч.4 ст.41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст. 112, ст. 113 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Камелия" на действия Управления социальной защиты населения района Марьино города Москвы Юго-Восточный административный округ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, по п. 22 "Кронштейны" (диапазон толщины; предельные отклонения толщины полимерного покрытия на лицевой стороне проката - единица измерения "миллиметр"; свойства покрытия лицевой стороны - единица измерения "джоуль"), а также по п. 23 "Плинтус" (длина в бухтах, м, не менее до 50 м), которые вводят в заблуждение участников размещения заказа и могут повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 1 и ч. 4 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя комиссии В.О. Мурашов
Член комиссии А.В. Гордуз
Гордуз А.В. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2014 г. N 2-57-938/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2014