Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 28 марта 2014 г. N К-03/05
Резолютивная часть решения объявлена "25" марта 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2014 года
Председатель комиссии: |
- <_> |
- руководитель Еврейского УФАС России; |
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- начальник отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России,
|
при участии представителя заказчика: руководителя общественного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" <_>,
при участии представителя заявителя ИП Хильчук Н.Д.: <_> (доверенность на представление интересов в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 24 марта 2014 г.),
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Хильчук Н.Д. (679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Кубанская,15) на действия Заказчика - областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (Еврейская автономная область, г.Биробиджан, ул.Тихонькая, 5) при осуществлении закупки путем проведения повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (извещение от 24.02.2014 N 0378200003814000009), руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным ФАС России от 24.07.2012 г. N 498 Комиссия Еврейского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Еврейское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Хильчук Н.Д. (далее - Заявитель) от 18.03.2014 вх. N 02/5-462 на действия Заказчика - областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" при осуществлении закупки путем проведения повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (извещение от 24.02.2014 N 0378200003814000009), далее - Заказчик
Жалоба подана в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Заявитель сообщает, что конкурсная документация (пункт 28) содержит требование к квалификации участника конкурса - наличие опыта работы на рынке продаж. Значимость указанного критерия оценивается в 30%. Действия Заказчика противоречат действующему законодательству, влекут за собой ограничения количества участников конкурса и нарушают законные права и интересы участников конкурса.
Заявитель считает, что документом, подтверждающим отсутствие у частника закупки недоимки по налогам, сборам является справка налогового органа.
Однако из протокола вскрытия конвертов с заявками N 1 от 07.03.2014 следует, что в обоснование отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год представлена ИП <_> справка об отсутствии задолженности из ИФНС РФ по г.Биробиджану, а ИП <_> представлена справка, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам, что по мнению Заявителя является недопустимым доказательством отсутствия задолженности.
В заседании Комиссии представителем Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержаны в полном объеме.
Областным государственным казенным учреждением социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - Заказчик) представлены письменные возражения, в которых изложено следующее.
22.01.2014 г. Заказчиком на официальном сайте размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания.
По мнению Заказчика, Конкурсная документация составлена в соответствии со ст. 56 Закона N 44-ФЗ и п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Настоящий конкурс признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
13.02.2014 г. Заказчиком издан приказ N 38 о проведении повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания.
24.02.204г. Заказчиком на официальном сайте размещено Извещение о проведении повторного конкурса с ограниченным участием.
Заказчик отмечает, что в своих претензиях представитель ИП <_> постоянно меняет наименование способа осуществления закупки (конкурс, открытый аукцион, повторный конкурс), заказчик проводил закупку способом повторного конкурса с ограниченным участием.
В конкурсной документации указаны критерии оценки заявок, а именно: цена контракта и качество услуг и квалификация Участника (подкритерий - наличие опыта работы на рынке продаж). Расчет рейтинга участников конкурса осуществлялся на основании приведенных в Конкурсной документации критериев оценки заявок и формулам.
Заявка ИП <_> по критерию цена контракта имеет больший рейтинг, чем у остальных участников, так как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенной ценой больше, чем у соперников.
Все три участника в конкурсной документации прикрепили копии договоров на поставку продуктов питания, заключенных с государственными учреждениями.
Расчет по критерию "качество услуг и квалификация" (для одного подкритерия - наличие опыта работы на рынке продаж) производился по формуле, указанной в Конкурсной документации с учетом п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.к. лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя). Опыт работы на рынке продаж: 1-ый - 18 лет, 2-ой - 12 лет, 3-ий - 18 лет. Единая комиссия считает, что расчет по критериям проведен правильно, значимость второго критерия не завышена и составляет 30%.
ИП <_> предоставлена заявка, подтверждающая отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год (стр. 4 заявки на участие в конкурсе). Справка подписана собственноручно и заверена печатью ИП <_>.
Согласно п. 8 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ комиссия вправе проверить соответствие участника закупок требованиям, указанным в пункте 5 части 1 настоящей статьи.
Во время подготовки конкурсной документации представитель ИП Хильчук Н.Д. неоднократно обращалась за разъяснениями по телефону к контрактному управляющему <_>, не отправляя письменный запрос. По окончании проведения конкурса, а именно после ознакомления с результатами Протокола N 3, представитель ИП <_> вновь не воспользовалась своим правом письменного обращения к Заказчику, свои несогласия выразила в телефонном звонке.
Ознакомившись с Письмом Минэкономразвития России N 3422-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/6139/14 от 21.02.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам указанной закупки" закупки на поставку продуктов питания будут осуществляться с учетом рекомендаций данного письма".
На заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в возражениях, в полном объеме.
По результатам правового анализа документов и информации, представленных Заявителем и Заказчиком, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.
24.02.2014 года документация для проведения открытого конкурса на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" утверждена руководителем <_>.
24.02.2014 года Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение о проведении повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (извещение от 24.02.2014 N 0378200003814000009).
Начальная (максимальная) цена договора: 597 475,75 руб.
Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 07.03.2014 10:30.
Дата проведения предквалификационного отбора - 11.03.2014.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 12.03.2014.
Статьей 24 Закона N 44-ФЗ установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
Согласно ч.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно ч.2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации (N 3422-ЕЕ/Д28и) и Федеральной антимонопольной службы (N АЦ/6139) от 21 февраля 2014 года в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в статье 56 Закона о контрактной системе, а также перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки предъявляемым требованиям, осуществление в данном случае закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием неправомерно. Заказчик вправе осуществить такую закупку любым иным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без предъявления дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, в вышеуказанном письме указано, что в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В случае принятия решения об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации N 1089, иным способом (закупка у единственного поставщика, запрос котировок, электронный аукцион) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.
Заказчиком в п.3.3 п.3 Раздела 1 Конкурсной документации установлены следующие требования:
- дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
- перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Требования, предусмотренные п. 3.3 настоящей конкурсной документации, указываются в Информационной карте конкурса. В п. 13 Информационной карты конкурса установлены дополнительные требования к участникам конкурса:
1. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
2. Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.
3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
4. Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
5. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.
6. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.
7. отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Исходя из вышеизложенного, осуществление закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием неправомерно.
Таким образом, в нарушение требований п.4 ч.1 ст. 50; ч.5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ Заказчиком установлены требования к заявки на участие в конкурсе, не соответствующие законодательству.
Согласно ч.3 ст. 56 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч.4 ст. 56 Закона N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Заказчиком в п. 28 Информационной карты конкурса указаны критерии оценки Заявок и порядок оценки и сопоставления данных Заявок. Одним из критериев является качество услуг и квалификация Участника конкурса, а именно: "Наличие опыта работы на рынке продаж".
Таким образом, Заказчиком в нарушение требований ч.4 ст. 56 Закона N 44-ФЗ в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием установлены дополнительные требования (наличие опыта работы на рынке продаж).
Согласно п.4 ч.1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ предусмотрен перечень информации конкурсной документации, которая должна содержать заявка.
Согласно ч. 5 ст.51 Закона N 44-ФЗ требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком в п. п. 11.1 п.11 Конкурсной документации установлены следующие требования о представлении документов и сведений:
- документы, подтверждающие правомочность участника закупки на заключение контракта или копии таких документов;
-документы, подтверждающие добросовестность участника закупки, - информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником закупки в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе трех и более контрактов. Цена одного из указанных участником контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участник закупки предлагает заключить контракт по результатам настоящего конкурса. Информация об исполнении трех контрактов должна свидетельствовать об отсутствии применения к участнику закупки мер ответственности по контрактам. Информация об исполнении четырех и более контрактов должна свидетельствовать об отсутствии применения к участнику закупки мер ответственности по контрактам более чем по двадцати пяти процентам контрактов. Случаи обязательности представления указанных документов в составе заявки предусмотрена Информационной картой конкурса;
- обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, если такая обязанность установлена Информационной картой конкурса;
- предложения по исполнению контракта, в том числе предложения в отношении объекта закупки - о функциональных, экологических характеристиках, потребительских свойствах и качественных характеристиках, стране происхождения или производителе товара, цене единицы товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, предложения о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при закупке на поставку технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок для государственных нужд, если Информационной картой конкурса предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками закупки; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки заказчиком указаны в Информационной карте конкурса начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы;
Кроме того, Заказчиком в п.п. 11.2 п. 11 Конкурсной документации установлены требования, что во избежание получения недостоверной и несвоевременной информации об участнике закупки от уполномоченных органов, что может повлечь необоснованное решение конкурсной комиссии об отклонении участника закупки к участию в конкурсе, рекомендуем участникам закупки самостоятельно представить справки из соответствующих органов:
- документ о наличии у участника закупки задолженности (недоимки) по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб (из Федеральной налоговой службы, в которой участник закупки зарегистрирован в качестве налогоплательщика);
- справку о размере балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (либо бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа за последний завершенный отчетный период);
- справку об отсутствии или размере имущества, находящегося под арестом, наложенным по решению суда, если балансовая стоимость арестованного имущества не превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов за последний завершенный отчетный период (из службы судебных приставов района, в котором зарегистрирован участник закупки);
- справку о непроведении ликвидации (банкротства) участника закупки - юридического лица и об отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства (из арбитражного суда субъекта Российской Федерации);
- справку о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе (из службы судебных приставов района, в котором зарегистрирован участник закупки)
- справку об отсутствии, погашения, снятия судимости за преступления в сфере экономики, а также о неприменении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, в отношении участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки - юридического лица (из управления министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации);- справку о неприменении административного наказания в виде дисквалификации в отношении участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки - юридического лица (из Федеральной налоговой службы, в которой участник закупки зарегистрирован в качестве налогоплательщика).
Заказчиком в п.7 Раздела 3 Конкурсной документации (Форма анкеты участника) установлены требования к Сведениям о выданных Участнику размещения заказа лицензиях, необходимых для выполнения обязательств по Контракту (указывается лицензируемый вид деятельности, реквизиты действующей лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия).
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, в данном перечне отсутствует такой вид деятельности как поставка продуктов питания. Таким образом, лицензии на данный вид деятельности не требуется.
Таким образом, в нарушение требований п.4 ч.1 ст. 50; ч.5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ Заказчиком установлены требования к предоставлению документов и сведений в составе заявки на участие в конкурсе, не соответствующие законодательству о закупках.
Согласно ст.8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Согласно ч.14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ:
- однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;
- идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.
Наименованием объекта закупки является поставка продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Заказчик закупает следующие продукты: Масло сливочное, Сыры, Вареники с картофелем,
Пельмени, Яйцо, Макаронные изделия, Вермишель весовая, Крупа горох, Крупа гречневая, Крупа кукурузная, Крупа манная, Крупа перловая, Крупа пшеничная, Крупа геркулесовая (овсяная), Пшено, Рис, Кукуруза консервированная, Горошек консервированный, Фасоль консервированная, Масло подсолнечное, Молоко сгущенное, вареное, Молоко сухое цельное, Мука пшеничная, Повидло, Сахар - песок, Соль экстра, Сосиски "Барс", Сухофрукты, Томатная паста, Уксусная кислота 70%, Чернослив сушеный, Изюм, Курага, Кисель ягодно-фруктовый, Консервы "Морская капуста", Дрожжи пекарские, Чай черный байховый, Вафли с помадными и фруктовыми начинками, Конфеты шоколадные в ассортименте, Карамель в ассортименте с помадной начинкой, Печенье в ассортименте, Пирожное бисквитное, Батончики шоколадные с начинкой в ассортименте, Шоколад без начинки, Сок фруктовый.
Данные продукты не являются однородными так как не могут быть взаимозаменяемыми, а также состоят из разных компонентов и имеют разные характеристики.
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона 44-ФЗ участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
Заказчик при осуществлении закупки путем проведения конкурса включил в один предмет (лот) неоднородные товары, что повлекло за собой ограничение количества потенциальных участников закупки, а именно: производителей (поставщиков) яйца (например, птицефабрика <_>), масла сливочного (например, Компания <_> представительства компании на Дальнем Востоке; Компания <_> г.Хабаровск"), вареников с картофелем (например, ООО <_> г.Хабаровск;), пельменей (например, ООО <_>, г.Хабаровск; ООО <_> г.Владивосток), сосисок "Барс" (например, ООО <_> г.Владивосток; Компания <_> г.Биробиджан).
Таким образом, в нарушение требований ст.8, п.1. ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчиком установлены требования к поставке товаров в одном лоте, что влечет за собой ограничение количества потенциальных участников закупки (производителей масла, мясных продуктов, продуктов птицеводства), что влечет за собой ограничение конкуренции.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1. ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В нарушение требований п.1 ч. 1 ст. 50; п.1. ч.1 ст. 33, ст.8 Закона N 44-ФЗ Заказчиком в Технической части конкурсной документации на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" установлены конкретные требования к расфасовке товара и к наименованию товара - сосиски "Барс", которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В действиях должностных лиц ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" имеются признаки административного правонарушения.
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Хильчук Николая Дмитриевича на действия Заказчика - областного государственного казенного учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" при размещении закупки путем повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (извещение от 24.02.2014 N 0378200003814000009) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" при размещении закупки путем повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (извещение от 24.02.2014 N 0378200003814000009) нарушившим:
- требования ч.4 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием и установления дополнительных требований о наличии опыта работы на рынке продаж;
- требования п.4 ч.1 ст. 50; ч.5 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в установлении в п.3.3 п.3 Раздела 1 конкурсной документации; в п. 13 Информационной карты; в п. п. 11.1 п.11 Конкурсной документации; в п.п. 11.2 п. 11 Конкурсной документации требований о предоставлении документов и сведений, не соответствующих законодательству о закупках;
- требования ст.8; п.1 ч. 1 ст. 50; п.1. ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в установлении в Технической части конкурсной документации на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" конкретных требований расфасовке товара и к наименованию товара (Сосиски "Барс"), которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, нарушения принципа конкуренции.
3. Выдать Заказчику - областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" при размещении закупки путем повторного конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для обеспечения нужд ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (извещение от 24.02.2014 N 0378200003814000009) предписание об устранении нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика - областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 28 марта 2014 г. N К-03/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2014