Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 марта 2014 г. N 32
Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2014
Полный текст решения изготовлен 18.03.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О. главного специалиста этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Здоровье" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку детского питания (реестровый N 0191200000614000141),
в присутствии представителей уполномоченного органа: Мусихина И.В. (доверенность от 21.10.2013 N 14), Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2014 N1), представителя заказчика Кончаковой С.В. (доверенность от 03.02.2014 N282б), директора ООО "Торговый дом "Здоровье" Зродниковой В..В.,
УСТАНОВИЛА:
05 марта 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "Здоровье" на действия заказчика, уполномоченного органа при внесении изменений в документацию о проведении аукциона в электронной форме на поставку детского питания.
Представителем заявителя указано следующее.
23 февраля 2014 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N0191200000614000141 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта: поставка детского питания для нужд ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ". По данному аукциону участниками закупки трижды подавались запросы на разъяснение аукционной документации в связи с некорректным техническим заданием. В ответ на запрос N3 Департаментом государственных закупок Забайкальского края 03 марта 2014 года было опубликовано разъяснение, которое внесло изменение в описание объекта закупки. В нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе изменение внесено за один день до окончания срока подачи заявок. Кроме того, уполномоченным органом не был продлен срок подачи заявок после внесения изменений, что также является нарушением части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит выдать предписание государственному заказчику, уполномоченному органу об устранении нарушения законодательства в сфере закупок.
Представители уполномоченного органа с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
1. Заявитель указывает, что уполномоченным органом не был продлен срок подачи заявок после внесения изменений в аукционную документацию.
Данное заявление лишено какого-либо обоснования, в связи с тем, что уполномоченным органом в электронный аукцион на поставку детского питания, изменения в документацию не вносились.
В период приема заявок от участников аукциона поступило три запроса о даче разъяснений положений документации, на которые заказчиком были подготовлены разъяснения, размещенные на официальном сайте в сети "Интернет" в сроки, установленные Законом о контрактной системе.
Иных юридически значимых действий уполномоченным органом в отношении документации об аукционе на официальном сайте в сети "Интернет" не совершалось. Во всех поступивших запросах отсутствовал непосредственно вопрос, требующий разъяснений. Участники констатировали несоответствие описания закупки ни одному продукту, имеющемуся на рынке, ни одного производителя, и настаивали на внесении изменений в описание объекта закупки.
Исходя из недопустимости внесения изменений в объект закупки (часть 6 статьи 65), заказчику было предложено принять решение об отмене закупки в соответствии с нормами Федерального закона о контрактной системе.
Однако заказчик от такого решения отказался, настаивая на правильном описании закупки (письма NN 896, 906 от 27.02.2014), в связи с чем, именем заказчика было дано разъяснение - "Заказчиком установлены требования соответствующие его потребностям". При подготовке последующих разъяснений на запросы в письмах (исх. N 926, 946 от 03.032014 года) заказчик настоял на размещении разъяснения, в котором бы отражались технические характеристики товара, размещенные в документации, и какие он предполагал, как "разъяснение данной ситуации".
Уполномоченный орган, давая правовую оценку указанному формату разъяснения, указал: "Согласно пункту 6 статьи 63 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение объекта закупки при проведении аукциона не допускается. В соответствии со ст. ЗЗ закона описание объекта закупки представляет собой совокупность функциональных и технических характеристик товара соответствующего потребностям Заказчика. Заказчик является ответственным за описание объекта закупки, дачу разъяснения по направленным запросам. Разъяснение положений документации об электронном аукционе не должно изменять его суть (пункт 5 статьи 65 Закона о контрактной системе). Заказчик, не учитывая данные нормы закона, настоял на размещении разъяснения".
По мнению представителей уполномоченного органа, разъяснения не являются основанием изменения положений документации в силу закона, а учитывая отраженное в разъяснениях правовое отношение уполномоченного органа к позиции заказчика, отсутствие правовых оснований для внесения изменений, разъяснения не должны оцениваться как внесение изменений в документацию.
Таким образом, у заявителя отсутствует правовое основание заявлять о внесенных уполномоченным органом изменениях в документацию об аукционе на поставку детского питания.
Представители уполномоченного органа просят жалобу ООО "Торговый дом "Здоровье" в части обжалования действий уполномоченного органа по внесению изменений в документацию, в связи с отсутствием обжалуемого события, признать необоснованной.
Представителем заказчика представлены следующие пояснения.
В соответствии с Порядком взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544, Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
Заказчик - ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ" в пределах своих полномочий, не переданных уполномоченному органу, в соответствии с п. 14 Порядка направила заявку, с указанием наименования и описания объекта закупки (техническое задание).
23 февраля 2014 года на официальном сайте РФ для размещения информации было опубликовано извещение N 0191200000614000141 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку детского питания для нужд ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ" N 171-А.
В адрес заказчика от уполномоченного органа направлены запросы участников закупки о даче разъяснений положений аукционной документации, содержащие требования о приведении характеристики (описание объекта закупки), в частности п. 21 технического задания, в соответствие с характеристиками товара, существующего на рынке РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения.
Согласно пункту 22 Порядка взаимодействия уполномоченный орган:
- самостоятельно и (или) совместно с заказчиком дает разъяснения положений документации о закупке;
- по заявлению заказчика, или (и) на основании запроса участников размещения закупки или (и) самостоятельно подготавливает и размещает изменение в документацию о закупке.
Администрация ГУЗ "Оловяннинская центральная районная больница" на поступившие запросы участника размещения закупки направила уполномоченному органу разъяснение в части технического задания по п. 21 п/п 1-5. В связи с допущенной технической ошибкой (опечатка) при описании объекта закупки, функциональные, технические и качественные характеристики приведены в соответствие с характеристиками, существующими на рынке РФ.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
24 февраля 2014 года для нужд ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ" уполномоченным органом размещен аукцион в электронной форме на поставку детского питания (реестровый N 0191200000614000141). Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены в пункте 21 аукционной документации.
В адрес уполномоченного органа поступили три запроса о разъяснении положений документации об аукционе.
На запрос о разъяснении положений документации N3 уполномоченным органом оператору электронной площадки направлены следующие разъяснения:
"Согласно п.6 статьи 63 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение объекта закупки при проведении аукциона не допускается.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки представляет собой совокупность функций и технических характеристик товара соответствующего потребностям Заказчика.
Заказчик является ответственным за описание объекта закупки, дачу разъяснения по направленным запросам. Разъяснение положений документации об электронном аукционе не должна изменять его суть (п.5 ст. 65 Федерального Закона N44).
Заказчик не учитывая данные нормы закона, настоял на размещении разъяснения следующего содержания:
23.02.14 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0191200000614000141 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта: поставка детского питания для нужд ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ" N 171-ЭА.
Администрация ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ" в соответствии со ст. 63 п. 6 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), техническое задание (п.21. Наименование, описание объекта закупки и количество) в связи с техническом ошибкой (опечатка) п.1 следует читать в следующей редакции:
N п/п |
Наименование товара |
Упаковка |
Первоначальные требования заказчика по техническим характеристикам |
Ответ на запрос по требования заказчика по техническим характеристикам |
1 |
Сухая молочная смесь для детского питания с рождения до 6 мес. |
коробка |
Сухая адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с рождения и до 6 месяцев. Компонентный состав на 100 мл стандартного разведения: Энергетическая ценность: не более 68Ккал. Белковый - общее содержание белка не менее - 1,4 гр, соотношение казеина/ сывороточных белков не менее - 40%/40%. Углеводов не менее 7,5 гр., в том числе, лактозы - не менее 5,3 гр. Жировой - жиры не менее 3,5 гр, Содержание линолевой кислоты не менее - 0,56 гр., альфа- линоленовой кислоты- не менее 0,05 гр. Наличие антиоксидантного комплекса: B- каротина не менее 6,8 мкг., селена- не менее 1,3 мкг., таурина- не менее 4,8 мг., марганца- не менее 5,0 мкг. Наличие биологические важных нутриентов- холин- не менее 7,8 мг., L-карнитин не менее - 1,3 мг., биотина - не менее 1,6 мкг, инозит от 4,1 мг. Витаминный состав: Витамины D, Е, В1, В2, В6, В1,Е. Ниацина не менее 0,4 мг, фолиевой кислоты не менее -9,45 мкг., витамин С не менее 9,0 мг. Минералы: Калий, натрий. Соотношение Ca/P не менее -1,6 мг. Железо- не менее - 0,7 мг.Йода- не менее- 9,5 мкг. Осмоляльность - от 260 мОсм/ кг. Форма упаковки: Фольгированный пакет в коробе не менее - 700 г. |
Сухая адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с рождения и до 6 месяцев. Компонентный состав на 100 мл стандартного разведения: Энергетическая ценность: не более 68Ккал. Белковый - общее содержание белка не менее - 1,3 гр, , соотношение казеина/ сывороточных белков не менее - 40%/40%. Углеводов не менее 7,4 гр., в том числе, лактозы - не менее 4,9 гр. Жировой - жиры не менее 3,4 гр, Содержание линолевой кислоты не менее - 0,448 гр., альфа- линоленовой кислоты- не менее 0,05 гр. Наличие антиоксидантного комплекса: B- каротина не менее 6,8 мкг., селена- не менее 1,3 мкг., таурина- не менее 4,8 мг., марганца- не менее 5,0 мкг. Наличие биологические важных нутриентов- холин- не менее 7,8 мг., L-карнитин не менее - 1,3 мг., биотина - не менее 1,6 мкг, инозит от 4,1 мг. Витаминный состав: Витамины D, Е, В1, В2, В6, В1,Е. Ниацина не менее 0,4 мг, фолиевой кислоты не менее -9,45 мкг., витамин С не менее 9,0 мг. Минералы: Калий, натрий. Соотношение Ca/P не менее -1,6 мг. Железо- не менее - 0,7 мг.Йода- не менее- 9,5 мкг. Осмоляльность - от 260 мОсм/ кг. Форма упаковки: Фольгированный пакет в коробе не менее - 700 г. |
На участие в открытом аукционе в электронной форме поступило две заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 05.03.2014 N1/171-ЭА обе заявки признаны несоответствующими аукционной документации, аукцион признан несостоявшимся.
В пункте 7 указанного протокола заказчику рекомендовано в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществить закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, Порядок) утверждение аукционной документации осуществляется совместно уполномоченным органом и заказчиком.
Уполномоченный орган утверждает аукционную документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть за исключением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
Заказчик утверждает аукционную документацию в пределах своих полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не переданных уполномоченному органу, то есть в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
В соответствии с пунктом 20 указанного Порядка ответственность за утверждение конкурсной, аукционной документации, не соответствующей требованиям действующего законодательства в сфере закупок, несут заказчик, уполномоченный орган, каждый только в части реализуемых ими полномочий.
В соответствии с пунктом 22 Порядка уполномоченный орган в соответствии с Законом о контрактной системе:
- самостоятельно и (или) совместно с заказчиком дает разъяснения положений документации о закупке;
- по заявлению заказчика, или (и) на основании запроса участника размещения закупки или (и) самостоятельно подготавливает и размещает изменение в документацию о закупке.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений регламентирован в статье 65 Закона о контрактной системе.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает разъяснения положений документации об электронном аукционе. При этом согласно части 5 указанной статьи разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Комиссией установлено, что решение о внесении изменений в документацию не принималось, аукционной комиссией заявки участников закупки рассмотрены на соответствие требованиям, установленным в пункте 21 документации.
При этом Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком - ГУЗ "Оловяннинская центральная районная больница" письмами от 26.02.2014 N84б и от 03.03.2014 N92б представлены в адрес уполномоченного органа разъяснения положений документации, изменяющие её суть (в части требований к компонентному составу товара, являющегося объектом закупки).
Таким образом, довод заявителя о том, что данные разъяснения положений документации изменяют установленные в пункте 21 документации требования к товару, что вводит участников закупки в заблуждение, признан Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в соответствии с которыми описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В нарушение указанной нормы заказчиком утверждена документация с техническими ошибками по компонентному составу требуемого товара (что подтверждается письмами от 12.03.2014 N429; в адрес уполномоченного органа от 03.03.2014 N92б, 94б).
Согласно части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 указанного закона (по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе) заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Поскольку в пункте 21 документации заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, Комиссия считает необходимым выдать предписание уполномоченному органу об аннулировании определения поставщика - аукциона в электронной форме поставку детского питания (реестровый N 0191200000614000141).
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Здоровье" обоснованной в части опубликования разъяснений положений документации об аукционе, изменяющих её суть.
2. Признать государственного заказчика ГУЗ "Оловяннинская центральная районная больница" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу предписание об аннулировании определения поставщика способом проведения аукциона в электронной форме на поставку детского питания (реестровый N 0191200000614000141) в срок до 20 марта 2013 года.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 марта 2014 г. N 32
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2014