Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 19 марта 2014 г. N 14-44/02
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
В присутствии представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Грозненская центральная районная больница" (364029, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. М. Х. Митаева, 32, далее - ГБУ "Грозненская ЦРБ"), представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики), представители Владрова Сергея Борисовича (355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, 45, далее - Владров С. Б.) на рассмотрение не явились, уведомлением о содержании жалобы и назначении времени и места ее рассмотрения надлежащим образом уведомлены, письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу Владрова С. Б., на действия ГБУ "Грозненская ЦРБ" при проведении процедуры закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на обслуживание пожарной сигнализации ГБУ "Грозненская ЦРБ" и ее структурных подразделений, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24 июля 2012 г. N498
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики на Общероссийском официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. (далее - Официальный сайт) было размещено извещение о проведении процедуры закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на обслуживание пожарной сигнализации ГБУ "Грозненская ЦРБ" и ее структурных подразделений (Реестровый номер 01942000000514000136), на начальную (максимальную) цену контракта 3 709 000, 00 рублей (далее - Электронный аукцион).
По мнению Владрова С. Б. его права нарушены следующими действиями ГБУ "Грозненская ЦРБ" и Уполномоченного органа Чеченской Республики:
1. Нарушение требования части 3 статьи 63 и части 14 статьи 44, частей 5,6,7,8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в части нарушения порядка проведения процедуры закупки товаров, работ, услуг, а именно в частности нарушение сроков размещения извещения на Официальном сайте, установление размера обеспечения заявки не соответствующей требованиям Федерального закона "О контрактной системе _", а также установления ответственности сторон за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств не соответствующих требованиям Федерального закона "О контрактной системе _".
Владров С. Б., не представил документов и сведений подтверждающих обоснованность доводов изложенных в жалобе
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем ГБУ "Грозненская ЦРБ" и Уполномоченного органа Чеченской Республики на рассмотрение настоящей жалобы, действительно, срок размещения извещения о проведении Электронного аукциона составляет менее пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок, данное нарушение допущено в момент формирования и публикации извещения в связи со сбоями в работе Официального сайта, кроме того, размер обеспечения заявки указанный в документации об аукционе не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе _" и размеру указанному в извещении о проведении Электронного аукциона, также имеет место быть установление ответственности сторон за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств не соответствующих требованиям Федерального закона "О контрактной системе _", в целях устранения возможности участия в Электронном аукционе недобросовестных участников закупки.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
При этом, согласно части 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе _" до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 709 000, 00 рублей, таким образом, исходя из требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _", извещение о проведении Электронного аукциона подлежало размещению на Официальном сайте не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Однако, согласно Официального сайта, извещение о проведении Электронного аукциона опубликовано на Официальном сайте 28.02.2014 г., при этом, согласно извещения о проведении Электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок установлена 11.03.2014 г. в 10 часов 00 минут, т.е., извещение о проведении Электронного аукциона опубликовано на Официальном сайте за 10 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, что противоречит требованиям части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _".
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе _" при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
При этом, согласно части 14 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе _" размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещения о проведении Электронного аукциона, размер обеспечения заявки на участие в Электронном аукционе составляет 37 090,00 рублей, т.е., 1 % от начальной (максимальной) цены контракта указанной в извещении о проведении Электронного аукциона.
Однако, согласно пункта 10 "Размер обеспечения заявок на участие в аукционе в электронной форме и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе в электронной форме" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Электронном аукционе, размер обеспечения заявок на участие в Электронном аукционе составляет 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, что в рублевом эквиваленте составляет 741 800, 00 рублей.
Таким образом, установленный в составе документации об Электронном аукционе размер обеспечения заявок на участие в аукционе противоречит требованиям части 14 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе _".
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - "Правила определения размера штрафа и размера пени").
Таким образом, исходя из положения статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" и "Правил определения размера штрафа и размера пени" размер пени за нарушение сроков исполнения контракта устанавливается исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом, согласно пункта 7 "Ответственность сторон" проекта контракта в составе документации об Электронном аукционе, установлено, что "за нарушение сроков оказания "Услуги", "Исполнитель" уплачивает "Заказчику" пени в размере 0,5 процента(ов) от стоимости несвоевременно оказанного этапа "Услуг" по "Договору" за каждый день просрочки, но не более 10 процента(ов) от стоимости несвоевременно оказанного этапа "Услуг", что противоречит требованиям частей 5, 6, 7 и 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", а также пункту 6 "Правил определения размера штрафа и размера пени".
В соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
При этом, в нарушение требований части 27 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", в проекте контракта в составе документации об Электронном аукционе отсутствуют условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе _" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно пункта 2 Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 02.12.2013 г. N375-р "О мерах по реформированию системы закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Чеченской Республики, Комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу определен органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 5.2. Порядка взаимодействия Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу с государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. N339 (далее - Порядок взаимодействия), заказчик при осуществлении закупок товара, работы услуги путем проведения конкурсов аукционов в электронной форме не менее чем за десять рабочих дней до планируемой в соответствии с планом-графиком даты размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (извещения о проведении конкурса, аукциона в электронной форме) представляет в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в которой содержится, в том числе, утвержденная Заказчиком документация о закупке (конкурсная документация, документация об электронном аукционе), подготовленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Таким образом, установление Заказчиком - ГБУ "Грозненская ЦРБ" в составе документации об Электронном аукционе размера обеспечения заявок в размере 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, установление Заказчиком - ГБУ "Грозненская ЦРБ" в проекте контракта требований об уплате пени в размере выраженных в процентах от стоимости несвоевременно оказанного этапа "Услуг" по "Договору" за каждый день просрочки, но не более 10 процента(ов) от стоимости несвоевременно оказанного этапа "Услуг", а также не установление Заказчиком - ГБУ "Грозненская ЦРБ" в проекте контракта условий о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта противоречит требованиям части 14 статьи 44, частей 5, 6, 7, 8 и 27 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _"
Нарушение части 14 статьи 44, частей 5, 6, 7, 8 и 27 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно пункта 3.2. Раздела 3 "Функции и полномочия Комитета" Положения о Комитете Правительства Чеченской Республики по государственному заказу утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. N339 (далее - Положение об Уполномоченном органе Чеченской Республики) в сфере определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Комитет осуществляет, в том числе, и функции по размещению в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупок, документации по закупкам и изменений в них, решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством в сфере закупок товаров (работ, услуг).
Кроме того, в соответствии с пунктом 15.1 Порядка взаимодействия, в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня поступления от Заказчика заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) формирует извещение о проведении электронного аукциона и одновременно с документацией о закупке размещает их в Единой информационной системе.
Таким образом, опубликование Уполномоченным органом Чеченской Республики извещения о проведении Электронного аукциона, за 10 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, противоречит требованиям части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит в себе признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24 июля 2012 г. N498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Владрова Сергея Борисовича обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУ "Грозненская центральная районная больница" нарушения требований части 14 статьи 44, частей 5, 6, 7, 8 и 27 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Признать в действиях Уполномоченного органа Чеченской Республики - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу нарушения требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _";
4. Выдать Заказчику - ГБУ "Грозненская ЦРБ", Уполномоченному органу Чеченской Республики и Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" Предписание об устранении нарушения части 14 статьи 44, частей 5, 6, 7, 8 и 27 статьи 34, части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _";
5. Передать материалы дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика и должностного лица Уполномоченного органа Чеченской Республики.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 19 марта 2014 г. N 14-44/02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2014