Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 марта 2014 г. N 80Ж-14
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Н.В.,
с участием:
от ООО "Компания "РТС" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя;
от ГОУ СПО ЯО Борисоглебский политехнический техникум (далее - заказчик) - директора Смекалова В.П., заместителя директора Колосова А.Ю. ;
рассмотрев жалобу ООО "Компания "РТС" на действия заказчика - ГОУ СПО ЯО Борисоглебского политехнического техникума, при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на установку системы видеонаблюдения (извещение N0371100014214000003) (далее также - запрос котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок.
В жалобе заявитель выражает несогласие с действиями заказчика по отказу в принятии и регистрации котировочной заявки в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Заявитель считает, что заказчик должен был принять и зарегистрировать котировочную заявку в соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, однако заказчик данную процедуру нарушил.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГОУ СПО ЯО Борисоглебского политехнического техникума - на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд www.zakupki.gov.ru 14.03.2014 г. размещено извещение N 0371100014214000003 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на установку системы видеонаблюдения. Начальная (максимальная) цена контракта: 192 000 руб. 00 коп.
Пунктом 2 части 2 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены требования, предъявляемые к проведению запроса котировок. В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о форме заявки на участие в запросе котировок.
Заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил форму заявки на участие в запросе котировок: представить подлинную котировочную заявку по адресу: 1521700, Ярославская область, п. Борисоглебский, ул. Залесная, д.1.
Согласно части 3 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В настоящее время Единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
В связи с вышеизложенным, заказчик, не установив в извещении о проведении запроса котировок возможности участнику закупки подать котировочную заявку в форме электронного документа на электронную почту заказчика, не допустил нарушения законодательства о закупках.
Согласно приложению N1 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 21 марта 2014 года "Журнал регистрации поступления котировочных заявок" заказчиком зарегистрировано восемь заявок на бумажном носителе.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что не зарегистрировали котировочную заявку в форме электронного документа участника закупки ООО "Компания "РТС", поданную на электронную почту заказчика, поскольку заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не предусмотрена подача котировочных заявок в форме электронного документа на электронную почту заказчика.
Исходя из изложенного выше Комиссия не находит оснований для признания жалобы заявителя на действия заказчика по отказу в регистрации котировочной заявки ООО "Компания "РТС" обоснованной, поскольку, во - первых, на настоящий момент заказчиков (уполномоченных органов) отсутствует возможность принятия котировочных заявок в форме электронного документа (не введена в эксплуатацию единая электронная система), а во-вторых, как справедливо отметил заказчик, им не была предусмотрена в извещении о проведении запроса котировок возможность для участников закупки подать котировочные заявки в форме электронного документа на электронную почту заказчика.
В ходе внеплановой проверки Комиссия установила нарушения заказчиком требований пункта 1 части 1, пункта 4 части 3 статьи 73, части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно извещению о проведении запроса котировок указана дата и время начала подачи котировочных заявок: 17.03.2014 г., дата и время окончания срока подачи котировочных заявок: 20.03.2014 г. 14.00 (время московское).
Соответственно, исходя из размещенной на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок срок подачи заявок на участие в запросе котировок, на право заключения контракта, установленный заказчиком, составляет 3 (три) дня, на четвертый день (20.03.2014 г.) в 14.00 ч. по московскому времени прием заявок прекращается, в то время как согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен составлять не менее чем 4 (четыре) полных рабочих дня.
Следовательно, заказчик, сократив в извещении о проведении запроса котировок на установку системы видеонаблюдения, срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, допустил нарушение части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
В форме котировочной заявки извещения о проведении запроса котировок заказчик не установил требование о предоставлении в заявке участников закупки информации об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок, что является нарушением требований пункта 4 части 3 статье 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 части II "Обоснование начальной максимальной цены" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В Приложении 4 к извещению о проведении запроса котировок представлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта посредством использования метода сопоставимых рыночных цен, указано, что был проведен мониторинг общедоступной информации о ценах на установку системы видеонаблюдения. Однако, среди информации, размещенной на официальном сайте отсутствуют документы, на основании которых выполнен расчет цены; в таблице, отражающей информацию о полученных ценах, отсутствуют реквизиты данных документов, что, соответственно, является, нарушением пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной Антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Компания "РТС" на действия заказчика - ГОУ СПО ЯО Борисоглебского политехнического техникума, при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на установку системы видеонаблюдения (извещение N0371100014214000003) необоснованной.
2. Признать заказчика - ГОУ СПО ЯО Борисоглебский политехнический техникум - нарушившим пункт 1 части 1, пункт 4 части 3 статьи 73, часть 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ГОУ СПО ЯО Борисоглебский политехнический техникум обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
Н.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 марта 2014 г. N 80Ж-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2014