Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 марта 2014 г. N 05-02/44ж-14
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупокКрюкова Т.В.; государственный инспектор отдела контроля закупокБогомолова К.С.,
с участием:
от заявителя - ООО "Восток" - на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
от заказчика -Департамента финансов администрации городского округа города Рыбинск- представители по доверенности: Смишкальн А.В., Кабачинская Е.Ю., Мирзабеков В. Г.-М.
рассмотрев жалобу ООО"Восток" (далее также - Заявитель) на действия котировочной комиссиизаказчика - Департамента финансов администрации городского округа города Рыбинск - при проведении запроса котировокна поставку комплектов модернизации серверов для нужд департамента финансов Администрации городского округа города Рыбинск (Извещение 0171300002014000005) (далее - котировочная комиссия, запрос котировок),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной Антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия котировочной комиссии заказчика при проведении запроса котировок.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с принятием котировочной комиссией заказчика решения об отклонении заявки ООО "Восток" на участие в запросе котировок.
Считает, что котировочная комиссия необоснованно отклонила котировочную заявку ООО"Восток" на основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, поскольку заявка не содержит действительную электронную подпись. Заявитель утверждает, что подавал заявку в форме электронного документа с действительной электронной подписью. Кроме того, Заявитель утверждает, что предоставлял в составе котировочной заявки сертификат ключа проверки электронной подписи.
Таким образом, по мнению Заявителя, заявка ООО"Восток" неправомерно отклоненакотировочной комиссией заказчика.
На основании изложенного выше, Заявитель просит приостановить заключение контракта, провести внеплановую проверку действий Комиссии, признать действия Комиссии неправомерными, признать заявку ООО"Восток" соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения, в которых указали, что согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ процедура вскрытия бумажных заявок и обеспечения доступа к заявкам, поданным в электронном виде, происходила под аудиозапись в кабинете N 106 по адресу: г. Рыбинск ул. Рабочая д.1 Департамент финансов Администрации городского округа город Рыбинск.По причине отсутствия возможности подачи заявок через единую информационную систему, о которой идет речь встатье 5 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, прием заявок в электронном виде осуществлялся в виде документов, подписанных, как минимум, неквалифицированной усиленной подписью, присланных на электронный почтовый ящик, указанный в извещении, согласно временного регламента. Для организации проверки на ноутбук сотрудника контрактной службы были установлены программные средства, позволяющие однозначно определить достоверность электронной цифровой подписи документа:MicrosoftOffice 2010 (Лицензия) с КриптопроOfficeSignature (Лицензия), КриптоПРОCSP 3.6 (Лицензия), Крипто АРМ (триальная версия), КриптопроPDF(триальная версия). Возможность для проверки другими программными средствами в департаменте финансов отсутствует, т.е. проверить подписи на документах, подписанные другими программными средствами невозможно.
Комиссией была произведена проверка и рассмотрение заявок, согласно следующей процедуре:
-заявки в электронном виде на ноутбуке с установленным программным обеспечением были проверены на соответствие требованиям к электронной подписи (действительность, неизменность документа, срок окончания действия электронной подписи, соответствие лица подписавшего заявку и владельца сертификата электронной подписи).
-заявки, прошедшие процедуру проверки, были рассмотрены в части соответствия требованиям извещения.
Заявка ООО "Восток" не содержала электронной подписи, что и было отражено в протоколе от 21.02.2014. Представители Заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком -Департамента финансов администрации городского округа города Рыбинск- на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru13.02.2014 размещено извещение о проведении запроса котировокна поставку комплектов модернизации серверов для нужд департамента финансов Администрации городского округа города Рыбинск (Извещение 0171300002014000005) вместе с проектом муниципального контракта.
Согласно протоколу рассмотрения заявокот 21.02.2014 г. Заявителю было отказано в допуске к участию в запросе котировок на основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку заявка не содержит действительную электронную подпись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ при использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 " Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗгарантированнуюКотировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
При рассмотрении жалобы Комиссией Ярославского УФАС России в присутствии представителей Заказчика с помощью программы MicrosoftWord 2007, был открыт файл "Котировочная заявка.docx" (данный файл был предоставлен Заказчиком на usb-носителе), содержащий котировочную заявку ООО "Восток". При просмотре электронной подписи данного документа было установлено, что котировочная заявка ООО "Восток" подписана электронной подписью:
1) электронная подпись получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи (открытый ключ N 1.2.643.2.2.19 (0Bits));
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ (Седов Александр Анатольевич);
3) позволяет обнаружить факт отсутствия внесения изменений в электронный документ после момента его подписания ("данная подпись и подписанное содержание не изменялись с момента подписания - 20.02.2014");
4) создана с использованием средств электронной подписи.
Таким образом, на основании изложенного выше Комиссия Ярославского УФАС России сделала вывод, что котировочная заявка, представленная ООО "Восток" подписана электронной подписью надлежащим образом и является электронным документом.
Следовательно, действия котировочной комиссии по отклонению котировочной заявки ООО "Восток" на основании того, что заявка не содержит действительную электронную подпись,образуют нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной Антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Восток" на действия котировочной комиссии заказчика - Департамента финансов администрации городского округа города Рыбинск - при проведении запроса котировокна поставку комплектов модерн6изации серверов для нужд департамента финансов Администрации городского округа города Рыбинск (Извещение 0171300002014000005)обоснованной.
2. Признать заказчика - Департамент финансов администрации городского округа города Рыбинск - нарушившим часть 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Департаменту финансов администрации городского округа города Рыбинск - предписание об устанении нарушения законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г.Паутов
Члены комиссии: Т.В. Крюкова
К.С. Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 марта 2014 г. N 05-02/44ж-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2014