Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 марта 2014 г. N 03/ин
Резолютивная часть объявлена 19.03.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.03.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Игошева Н.Е. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Назарова И.П. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Миронов А.Г - Начальник отдела Управления;
от Заявителя - Козлова И.И. на основании положения об Учреждении, Зуев А.С. по доверенности N 29 от 18.03.2014 г.;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2014 г.
рассмотрев жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО - Югре от 12.03.2014 г. N369-ж на действия Заказчика - Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ХМАО-Югры, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является Организация услуг по акарицидной, дезинсекционной обработке, барьерной дератизации, а также сбору и утилизации трупов животных (извещение N0187200001713002225).
установила:
Жалоба соответствует положениям статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Рассматриваемая жалоба содержит указание на закупку (размещаемый заказ), правоотношения по которой возникли до вступления в силу Закона о контрактной системе.
К правоотношениям в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возникшим до вступления в силу Закона о контрактной системе, применяются положения Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах, а также что аукционная документация не содержит надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки.
Таким образом, руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются нарушения положений части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах и пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части отсутствия в аукционной документации инструкции по заполнению первой части заявки.
В целях рассмотрения жалобы запрошена информация, документы (заверенные копии) и проведена внеплановая камеральная проверка проведения закупки.
В результате проведения камеральной проверки установлено следующее.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие открытом аукционе в электронной форме N 483 от 07.03.2014 г. Заявителю с порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в торгах по следующим основаниям: заявка не соответствует требованиям установленным документацией об открытом аукционе, а именно: отсутствуют конкретные показатели поставляемого товара (не учтены изменения документации от 27.01.2014 г. N 87), п. 1 ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, подпункт "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, пункт 18 Раздела 1 аукционной документации.
Согласно пункта 18 аукционной документации первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
27.01.2014 г. Уполномоченным органов в аукционную документацию внесены изменения, следующего содержания: В пункте 18 раздела I документации об аукционе содержание первой части заявки читать: "Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в пункте 5 части II. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
Заявителем в составе первой части заявки предоставлено только согласие, следовательно, аукционная комиссия правомерно отклонила первую часть заявки Заявителя.
Таким образом, руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах.
Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению;
Пунктом 19 Информационной карты аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Таким образом, руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части отсутствия в аукционной документации инструкции по заполнению первой части заявки.
При анализе аукционной документации на предмет соответствия требованиям законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства установлено следующее.
1) 27.01.2014 г. Уполномоченным органов в аукционную документацию внесены изменения, следующего содержания: В пункте 18 раздела I документации об аукционе содержание первой части заявки читать: "Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в пункте 5 части II. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
Пунктом 5 Технического задания предусмотрены требования к качеству услуг, качеству материалов, используемых при оказании услуг: Наименование дез. средств (препаратов) __________ заполняется в соответствии с таблицей 1 и 2.
В таблице N 1 предусмотрены требования к качеству услуг, качеству материалов, используемых при оказании услуг, Проведение мероприятий по снижению численности клещей:
- Препарат N 1: содержит в качестве основного ДВ циперметрин (от 23 % до 27%), поверхностно активные вещества (ПАВ) и органический растворитель - Циперметрин - указывается точное значение в диапазоне от 23 % до 27%.
- Препарат N 2: Содержит в качестве основного ДВ фентион (от 48% до 52%), ПАВ и растворитель - Фентион - указывается точное значение в диапазоне от 48% до 52%.
Циперметрин - является химическим веществом.
По условиям Технического задания при проведении дезинсекционных и акарицидных обработках необходимо использовать препарат N 1 на основе ДВ циперметрин (23-27%) и препарат N 2 с содержанием ДВ Фентион (48-52%). Фактически, необходимо использовать препарат N 1 с ДВ циперметрин 25% и препарат N 2, содержащий ДВ фентион 50%. По условиям ТЗ препараты необходимо чередовать.
Касательно препарата N 1:
На российском рынке дезсредств присутствуют препараты на основе циперметрина, концентраты эмульсий (КЭ) 25%. Например: Ципертрин, Сипаз-супер, Циткор и пр.
Однако, существует множество препаратов с другими действующими веществами аналогичного свойства, относящиеся к так называемому классу пиретроидов. Они применяются для тех же целей, что препараты на основе циперметрина - 25%.
Действующее вещество (ДВ) - Альфациперметрин входит в состав препаратов "Альфатрин", "Акаритокс" (смачивающийся порошок,5%),
ДВ Альфациперметрин - препарат 10% - "Альфацин",
ДВ Дельтаметрин - препарат в виде концентрата суспензии (СК) 5%- "К-Отрин",
ДВ Зета-циперметрин, препараты в виде СК 10% - Таран, Фьюри,
ДВ Лямда-цигалотрин - препараты в виде концентрата эмульсии (КЭ) 5% - Абзац,
ДВ Гамма-цигалотрин - препарат в виде КЭ 6% - Нексид,
ДВ Цифлутрин - препарат в виде КЭ 5%- "Сольфак".
Касательно препарата N 2
На российском рынке препараты с ДВ фентион, 50% имеются "Эсланадез-инсектоакарицид" и "Акарифен".
Однако, имеющиеся на российском рынке препараты с содержанием фентиона 50% не зарегистрированы для применения на открытых территориях против комаров. Только против клещей и комаров в закрытых водоёмах (подвалах и пр.)
На российском рынке производятся препараты с содержанием фентиона 20-25%, которые зарегистрированы для всех видов дезинсекционных мероприятий. Например, препараты с фентионом 20% (Сульфокс), 24% (Медилис-Супер) и 25 % (Форссайт).
Кроме того, имеются препараты с аналогичными действующими веществами, относящиеся к классу ФОС (фосфорорганические соединения):
ДВ Хлорпирифос - препарат в виде КЭ 48%- Синузан,
ДВ Малатион - препарат в виде КЭ 57% - Фуфанон,
ДВ Пиримифосметил - препарат в виде КЭ 50%- Актеллик.
Техническим заданием п. 5 таблицы, препарат N 1 изложено следующее: "содержит в качестве основного ДВ циперметрин (от 23-27%), поверхностно-активного вещества (ПАВ) и органический растворитель", т.е. тем самым определена форма препарата как концентратэмульсии (наличие органического растворителя, т.е. использование препарата в виде водно-масляного раствора, т.е. - концентратэмульсии). При этом препараты в виде смачивающихся порошков (СП) считаются более экологичными, так как в качестве единственного растворителя используется вода. Концентратэмульсии считаются менее предпочтительными и более "грязными" с экологической точки зрения, так как в них используются химические растворители. Такое требование, изложенное в техзадании, также ограничивает круг возможных заявителей (исполнителей) на услугу, т.е. конкуренцию среди лиц, участвующих в аукционе.
Кроме того, на российском рынке дезсредств имеются препараты достаточно эффективные, и главное, более безопасные для окружающей среды, что очень важно при уничтожении комаров, клещей в черте населённых пунктов, в том числе детских и образовательных учреждениях. Также важна экологическая безопасность при борьбе с личинками комара в водоёмах. Имеются препараты, которые действуют на личинки двукрылых насекомых, не вызывают привыкания и не оказывает вредного влияния на окружающую среду и водоемы, включая рыбохозяйственные. К ним относятся биопрепараты на основе штаммов микроорганизмов: "бактицид", "ларвиоль", содержащие т.н. эндотоксины, которые проявляют свои токсические свойства исключительно при поедании личинками комаров. Применение подобных препаратов становится обычным в практике дезинсекции, а конкретнее - при ларвицидных обработках, т.е. уничтожении личинок комаров.
По условиям ТЗ, применение самых эффективных и безопасных препаратов для борьбы с личинками комаров в водоёмах не предусмотрено.
Таким образом, условия технического задания ограничивает количество участников размещения заказа, в части установления основного действующего вещества химического содержания, исключая предложения в качестве основного действующего вещества аналогов биологического содержания.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Часть 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов гласит, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация, об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о порядке взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, иных заказчиков ХМАО - Югры (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 20.04.2006 N 86-п (ред. от 13.09.2013) "Об уполномоченных органах в сфере размещения заказов", государственные заказчики, иные заказчики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: в соответствии с методиками, утвержденными Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, разрабатывают и утверждают техническое задание, проект государственного контракта, определяют предмет, способ и условия размещения заказа и утверждают расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что при размещении заказов уполномоченным органом всю полноту ответственности за допущенные нарушения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов автономного округа при утверждении разделов конкурсной документации или документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок, перечисленных в пункте 2.2 настоящего Положения, несут должностные лица государственных заказчиков, иных заказчиков Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, Заказчиком разработано техническое задание, которое ограничивает количество участников размещения заказа, в части установления основного действующего вещества химического содержания, исключая предложения в качестве основного действующего вещества аналогов биологического содержания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе действия Заказчика нарушают положения части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части ограничения количества участников размещения заказа, путем установления основного действующего вещества химического содержания, исключая предложения в качестве основного действующего вещества аналогов биологического содержания.
Аналогичная ситуация и по таблице N 2.
2). По результатам проведенной проверки установлены признаки нарушения Закона о защите конкуренции, в части участия афиллированных лиц по отношению к победителю аналогичного открытого аукциона в электронной форме в 2013 г., согласно протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 497 от 12.03.2014 г. победителем признано ООО "Камед" (адрес: г. Тюмень, ул. Велиженская, 77, корп. 3), учредителем которого является Конев А.Ю., директор Кожевников А.С. в месте с тем в 2013 г. по аналогичному аукциону победителем был признано ООО "Меридиан" (адрес: г. Тюмень, ул. Велиженская, 77, корп. 3), учредителем которого является Конев А.Ю., директор Кожевников А.С., т.е. наличие афиллированных лиц.
Таким образом, Заявитель ссылается на то, что данные юридические лица, являются афиллированными лицами, а также между данными лицами усматривается сговор на торгах.
Комиссия по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не правомочна рассматривать вопросы, касающиеся сговора на торгах и афиллированнисти юридических лиц. Данная прерогатива относится к компетенции отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства, в связи с этим материалы дела передаются в отдел защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства для проведения проверки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 и 112 Закона о контрактной системе, а также положениями Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО - Югре от 12.03.2014 г. N369-ж на действия Заказчика - Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ХМАО-Югры, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является Организация услуг по акарицидной, дезинсекционной обработке, барьерной дератизации, а также сбору и утилизации трупов животных (извещение N0187200001713002225) необоснованной.
2. Руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе признать в действиях Заказчика - Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушения положений части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части ограничения количества участников размещения заказа, путем установления основного действующего вещества химического содержания, исключая предложения в качестве основного действующего вещества биологического содержания.
3. Выдать Заказчику - Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа ХМАО-Югры, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным нарушениям законодательства.
5. Передать материалы дела в отдел защиты конкуренции и рекламного законодательства для рассмотрения вопроса о возбуждении дела за нарушение антимонопольного законодательства.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Игошева Н.Е.
Члены Комиссии: Назарова И.П.
Миронов А.Г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 марта 2014 г. N 03/ин
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2014