Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 14 марта 2014 г. N 5-3/03-14 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
Федеральной антимонопольной службы
по Вологодской области
160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172)72-99-70; факс (8172)72-46-64
e-mail: to35@fas.gov.ru
http://vologda.fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ N 5-3/03-14
по результатам контрольного мероприятия
14 марта 2014 г. г. Вологда
Настоящее решение составлено инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Тур Лилианы Николаевны, государственного инспектора отдела контроля закупок, руководитель инспекции;
Ягольницкой Дарьи Сергеевны - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок, член инспекции;
Васянович Юлии Роландиевны - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, член инспекции, по результатам проверки ФГУ "Вологдаводресурсы" (160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 31), проведенной в соответствии с Приказом Управления Федерального антимонопольной службы по Вологодской области от 20.01.2014 N 9.
Основание проверки - план проверок, утвержденный руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области.
Цель проверки - предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Срок проверки: дата начала - 01 февраля 2014 г., дата окончания проведения проверки - 01 марта 2014 г.
Период проверки с 01 февраля 2014 г. по 01 марта 2014 г.
Предмет проверки - соблюдение ФГУ "Вологдаводресурсы" законодательства в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказов для нужд ФГУ "Вологдаводресурсы".
Первый этап проверки.
На момент проведения плановой проверки в ФГУ "Вологдаводресурсы" имелись 3 процедуры закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в стадии размещения, а именно:
- Оказание услуги по повышению квалификации специалистов по курсу "Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ" (дистанционно), максимальная цена контракта - 65 330 рублей;
- Оказание услуги по повышению квалификации специалистов лаборатории, максимальная цена контракта - 64 070 рублей;
- Поставка автомобильного бензина АИ-92 и АИ-95 по топливным картам во II квартале 2014 годам, максимальная цена контракта - 100 360 рублей.
Второй этап проверки. Инспекцией проверены следующие завершенные (размещенные заказы для нужд ФГУ "Вологдаводресурсы"):
1. Способом размещения заказа - аукцион в электронной форме:
1.1. Поставка снегохода для нужд ФГУ "Вологдаводресурсы" (для субъектов малого предпринимательства), максимальная цена контракта - 360 000 рублей;
1.2. Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, максимальная цена контракта - 35 839 рублей;
2. Способом заключения контракта с единственным поставщиком в феврале 2014 году контрактов заключено не было.
При анализе процедур проведенных с 01.02.2014 по 01.03.2014 года было установлено следующее.
1. 11 февраля 2014 г. Заказчиком было размещено извещение о проведении процедуры аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно протокола по подведению итогов электронного аукциона победителем было признано - ЗАО "ГУТА - Страхование" с ценой контракта - 35 839 рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ):
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не входит в перечень Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о закупках под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Вместе с этим, 13.01.2014 принято постановление Правительства РФ N19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта, в документации о закупке указывается формула цены и максимальное значение цены контракта", которое затрагивает практически всех без исключения заказчиков. Эта система вытекает из ч. 2 ст.34 "Контракт". Ей предусмотрено, что кроме твердой цены возможно в определенных случаях указание формулы и максимального значения цены. Первым пунктом в данном постановлении Правительства РФ является заключение контракта на предоставлении услуг обязательного страхования, определенного федеральным законом. Данное постановление Правительства РФ вступило в силу 23.01.2014.
Формула ценообразования услуг по ОСАГО установлена законом на основе базовой ставки и корректирующих коэффициентов, которые учитывают конкретный случай (утверждены нормативно Правительством ПП от 08.12.2005 N739). Если применять коэффициенты правильно, цена всегда получится одинаковой. Снизить ее и изменить результат расчета по формуле участник не имеет возможности.
Особенностью проведения размещения заказа в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта. Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену. Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона о закупках.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Северо-кавказского округа по делу N А53-1241/2012 от 6 сентября 2012 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Закона о закупках под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге. Согласно ч. 2 ст. 83 Закона о закупках Заказчик вправе проводить запрос предложений, в случаях установленных данной статьей.
В результате контрольного мероприятия инспекция пришла к следующему выводу:
Таким образом, в действиях Заказчика прямого нарушения Закона о закупках не установлено.
Вместе с этим, при выборе процедуры на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Заказчик должен руководствоваться требованиями законодательства в сфере закупок.
Лица, в отношении которых проведена проверка, в течение десяти рабочих дней со дня получения копии решения проверки вправе представить в Контролирующий орган (руководителю инспекции) письменные возражения по фактам, изложенным в решении проверки, которые приобщаются к материалам проверки.
Руководитель инспекции Тур Л.Н.
Участники инспекции: Ягольницкая Д.С.
Васянович Ю.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 14 марта 2014 г. N 5-3/03-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2014