Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 марта 2017 г. N 65с/17
Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2017.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
члены Комиссии: Т.Н Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская больница скорой медицинской помощи N1" - Хруповой С.В. (доверенность от 23.02.2017),
заявителя - ООО "Технодез" - Еремина О.А. (генеральный директор),
рассмотрев жалобу ООО "Технодез" на положения документации об электронном аукционе на поставку дезинфицирующих средств и индикаторных тест-систем (реестровый номер 0346300089417000024) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 16.03.2017 поступила жалоба ООО "Технодез" на положения документации об электронном аукционе на поставку дезинфицирующих средств и индикаторных тест-систем (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская больница скорой медицинской помощи N1").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Рассмотрение жалобы назначено на 22.03.2017.
В связи с возникшей необходимость в рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 23.03.2017.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель заявителя по доводам жалобы пояснил, что в описании объекта закупки, в приложении N1 документации об электронном аукционе, заказчиком предъявлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, влекущие за собой ограничение круга участников и, как следствие, ограничение конкуренции. А именно, в совокупности по всем позициям, техническому заданию удовлетворяет только продукция компании ООО "НПК Альфа", что нарушает требования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Закона о контрактной системе. Также по позициям 17, 18 приложения N1 документации об электронном аукционе требуются окрашенные дезинфицирующее средства с аналогичными характеристиками, с одним назначением. При этом, одно из дезинфицирующих средств должно иметь синий цвет, другое красно или красно-оранжевый, что по мнению заявителя, нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе, так как цвет красителя не влияет на качество средства.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, пояснили, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При составлении технических характеристик учитывались конкретные потребности заказчика. При этом, под описание объекта закупки подходят дезинфицирующее средства разных производителей.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на поставку дезинфицирующих средств и индикаторных тест-систем и извещение N0346300089417000024 размещены 10.03.2017 в 14:56 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
До рассмотрения жалобы по существу председателем Комиссии разъяснено, что в рамках рассмотрения жалобы заявителя Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика по установлению нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является поставка дезинфицирующих средств и индикаторных тест-систем.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, описание объекта закупки, включая требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам товара, содержится в приложении N1 к документации об электронном аукционе.
Проанализировав приложение N1 к документации об электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что по позиции 17 требуется к поставке "Жидкое готовое к применению антисептическое средство, окрашенное в синий цвет", по позиции 18 - "Жидкое готовое к применению антисептическое средство, окрашенное в красный или красно-оранжевый цвет".
Из пояснений представителя заказчика следует, что при описании объекта закупки, относительно окраски средств в разные цвета, заказчик, как лечебное учреждение, руководствовалось особенностями применения данных средств в различных отделениях. Так, в травматологическом и хирургическом отделениях более удобным является использование дезинфицирующего средства красного цвета из-за особенностей операционного поля (возможное наличие ссадин, гематом, учитывается цвет раны при механических повреждениях кожных покровов). В гинекологическом же отделении наиболее удобным является использование дезинфицирующего средства синего цвета.
Таким образом, дезинфицирующие средства определенного цвета закупаются заказчиком для конкретных отделений. В связи с чем, для удобства заказчика, дезинфицирующие средства с окрашиванием в различные цвета выделены в отдельные позиции приложения N1 к документации об электронном аукционе.
Кроме этого, на заседании Комиссии представителем заказчика были представлены инструкции по применению дезинфицирующих средств: "Велтосепт-2-ОП" и "Астрадез-ОП" с сайтов производителей: НПО "Велт" (Россия) и ЗАО Центр профилактики "Гигиена-Мед" (Россия), из которых следует, что указанные производители производят дезинфицирующие средства, соответствующие требованиям заказчика, в том числе, по позициям 17 и 18 приложения N1 к аукционной документации (в частности по цвету окрашивания).
При этом, установлено, что на рынке присутствуют дезинфицирующие средства всех цветов, указанных в приложении N1.
В соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу части 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с заключением договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.
Также следует отметить, что предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товара, а не на его изготовление, в связи с чем, участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Таким образом, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными в аукционной документации характеристиками, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Также не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя или иного участника электронного аукциона возможности приобрести требующийся к поставке товар, или свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации об электронном аукционе требования к товару являются непреодолимыми для потенциальных участников, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.
Комиссия отмечает, что при установлении признаков нарушения Закона о контрактной системе имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку.
При этом, заказчиком на рассмотрении жалобы была представлена проработка рынка дезинфицирующих средств в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта, согласно которой, три потенциальных участника закупки предложили поставить товар с характеристиками, соответствующими требованиям заказчика.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе поступило две заявки.
Более того, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что аукционная документация соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Технодез" на положения документации об электронном аукционе на поставку дезинфицирующих средств и индикаторных тест-систем (реестровый номер 0346300089417000024) необоснованной.
2. Довод жалобы о нарушении заказчиком Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией не рассматривался.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 марта 2017 г. N 65с/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017