Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 27 марта 2017 г. N 43-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "27" марта 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "30" марта 2017 года.
в присутствии: представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" - /__./ (паспорт, постановление о назначении директора МКУ "Управление капитального строительства города Калуги"), представителя уполномоченного органа - Управления экономики и имущественных отношений города Калуги - /__./ (паспорт, доверенность), представителя специализированной организации БСУ "Фонд имущества Калужской области" - /__./ (паспорт, доверенность); в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Перспектива", рассмотрев жалобу N43-03з/2017 ООО "Перспектива" по существу, установила: |
24.03.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения аукционной документации заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043317000058), предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Детский сад N2 на 350 мест, расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Верховая".
ООО "Перспектива" полагает, что заказчик в аукционной документации в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в Извещении о проведении аукциона в электронной форме не установил запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, а также заказчик неправомерно установил в проекте муниципального контракта условие, в соответствии с которым, в случае неисполнения обязательств по Контракту, оплата Заказчиком по Контракту будет осуществлена путем выплаты Подрядчику суммы за выполненные работы, уменьшенной на сумму неустойки, кроме того заказчик установил в документации об электронном аукционе дополнительные требований к участникам закупки, при этом не установи конкретные виды работ, на которые требуется подтверждение опыта исполнения аналогичных работ.
Заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Перспектива", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 06.03.2017 г. в Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137300043317000058 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Детский сад N2 на 350 мест, расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Верховая" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 240 921 078, 63 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении электронного аукциона - 22.03.2017 г. 09:00.
2. В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива", заказчик в Извещении о проведении аукциона в электронной форме не установил запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно Письму Минэкономразвития России N12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России NАЦ/28993/16 от 28.04.2016 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" требование к участникам закупки, предусмотренное Постановлением N1457 в документации о закупке может быть установлено как в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, так и на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ как единое требование.
Пунктами 16, 18, 38 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе и о соответствии требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N 1457, а именно:
Пунктом 16 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлено, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 будут рассматриваться документы, направляемые оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно:
- копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица),
-копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
-копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица),
- надлежащим образом, заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
-копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), направляемая оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ.
(Основание: Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено").
Пунктом 18 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
документы или копии документов, подтверждающие: - соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (в соответствии с п. 16 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе);
Пунктом 38 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлено, что Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (принятого во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики") выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации (а также согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 - выполнение работ по Строительству зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014)организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено с 01.01.2016.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что по данному доводу жалобы в действиях заказчика отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива", заказчиком установлено в проекте муниципального контракта условие, в соответствии с которым в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по Контракту - со стороны Подрядчика, оплата Заказчиком по Контракту будет осуществлена путем выплаты Подрядчику суммы за выполненные работы, уменьшенной на сумму неустойки, предусмотренной статьей 9 "Ответственность сторон" Контракта. Сумма указанной неустойки перечисляется Заказчиком в доход бюджета муниципального образования "Город Калуга", нарушив положения статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 3.5. проекта муниципального контракта установлено, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по Контракту со стороны Подрядчика, оплата Заказчиком по Контракту будет осуществлена путем выплаты Подрядчику суммы за выполненные работы, уменьшенной на сумму неустойки, предусмотренной статьей 9 "Ответственность сторон" Контракта. Сумма указанной неустойки перечисляется Заказчиком в доход бюджета муниципального образования "Город Калуга".
В соответствии с письмом ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15 "О рассмотрении обращения" включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Также, в соответствии с письмом ФНС России от 17.02.2017 N АС-4-5/3049 "О разъяснении порядка списания начисленных сумм неустоек" установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по указанному контракту своих обязательств по уплате неустойки государственный (муниципальный) заказчик начисляет на основании требований об уплате неустойки задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) и осуществляет ее оплату за поставщика (подрядчика, исполнителя) из средств, подлежащих выплате поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с приемкой поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.
Государственным (муниципальным) заказчиком - получателем бюджетных средств на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и требования об уплате неустойки, а также положений контракта, предусматривающих оплату заказчиком неустойки за поставщика, осуществляется принятие к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту.
Оплата государственного (муниципального) контракта осуществляется путем выплаты поставщику (подрядчику, исполнителю) государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), которая перечисляется в установленном порядке в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что установленные Заказчиком условия в проекте муниципального контракта не противоречит требованиям законодательства, что подтверждается письмом ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15 "О рассмотрении обращения", письмом ФНС России от 17.02.2017 N АС-4-5/3049 "О разъяснении порядка списания начисленных сумм неустоек" (вместе с письмом Минфина России от 30.12.2016 N 09-04-08/80112), письмом Минэкономразвития России от 27.09.2016 N ОГ-Д28-11214.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива" заказчик установил в документации об электронном аукционе дополнительные требований к участникам закупки, в связи с чем нарушил положение ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99) (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
В соответствии с Приложением N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены дополнительные требования к наличию опыта исполнения.
В пунктах 17-19 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлены дополнительный требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ (в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ).
Кроме того, в пункте 19 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе установлены требования к участникам закупки, а именно: к участнику настоящего аукциона устанавливается требование к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) (стоимостью исполненного контракта (договора) не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.
Далее в указанном пункте сделана ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технологической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", согласно которому Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. .При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов,которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленные заказчиком в документации об электронном аукционе, соответствуют положениям статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ и положениям постановления Правительства РФ N99.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Детский сад N2 на 350 мест, расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Верховая" соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/__./ |
|
___________________ |
/__./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 27 марта 2017 г. N 43-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017