Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 марта 2017 г. N 406/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела NN 406/03, 423/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300070017000001 "Капитальный ремонт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнедонского района Мешковской средней общеобразовательной школы" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Кудрявцевой Л.А.), в отсутствии представителя Заявителя, представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловался отказ в допуске к участию в аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300070017000001 от 15.02.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 54 379 230,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 03.03.2017 года в 08 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1, Заказчик в Техническом задании при описании требований к товарам по позициям 2, 4, 22, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 39, 49, 50, 59, 61 не указал единицы измерения.
Внеплановой проверкой установлено, что в Инструкции по заполнению заявки (раздел 4 документации об аукционе) Заказчик установил, в том числе, следующее: все размеры товаров (материалов) указаны Заказчиком в миллиметрах (мм), показатели температуры в градусах Цельсия (С°), единица измерения сечения (кабеля) указана в миллиметрах квадратных (мм2), угловые размеры в градусах, масса в килограммах (кг), если документацией не предусмотрено иное.
Таким образом, данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, Заказчик в Инструкции по заполнению заявки указал ГОСТ, которым должны соответствовать товары и материалы, используемые при выполнении закупаемых работ, но не сопоставил каждый ГОСТ с показателями технических характеристик конкретных поставляемых товаров, что, по мнению Заявителя-1, Заявителя-2, нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Внеплановой проверкой установлено, что в Инструкции по заполнению заявки (раздел 4 документации об аукционе) Заказчик установил, в том числе, следующее: значения конкретных характеристик (показателей) товаров, предлагаемых участником закупки, должны соответствовать требованиям государственных стандартов: 530-2012, 30136-95, 8292-85, 14918-80, 9463-88, 24454-80, 18288-87, 9272-81, 13579-78, 5631-79, 1583-93, 9870-61, 4029-63, 8020-90, 4640-2011, 7372-79, 2889-80, 9573-82, 6665-91, 103-2006, 52643-2006, 24698-91, 948-84, 6629-88, 9812-74, 125-79, 8736-2014, 8242-88, 6787-2001, 1144-80, 1147-80, 26633-2015, 12820-80, 1779-83, 4194-88, 30493-96, 15167-93, 25809-96, 28013-98, 1811-97, 21631-76, 18297-96, 16214-86, 22689.2-89, 6617-76, 21931-76, 8509-93, 10503-71, 8267-93, 5781-82, 7415-86, 11955-82, 24379.1-2012, 4028-63.
Заказчик использовал при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, а также технические условия производителей.
В жалобе Заявитель-1, Заявитель-2 не указывают, что ГОСТ, перечисленные в Инструкции являются недействующими или не распространяются на товары, подлежащие использованию при выполнении закупаемых работ. Статья 33 Закона не содержит требования об указании номеров ГОСТ в каждой позиции Технического задания при описании конкретного товара. Таким образом, данный довод жалоб Заявителя-1, Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1, Заказчик в извещении о проведении закупки не указал об документ, которым участник аукциона должен подтвердить свое соответствие п.1 ч.1 ст.31 Закона, а также размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что Извещение о проведении закупки содержит размер обеспечения заявок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок:
Требуется обеспечение заявок |
|
Размер обеспечения заявок |
1087584.60 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Обеспечение заявки |
Платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40701810060151000044 "Номер лицевого счёта" 20586U91870 "БИК" 046015001 |
"обеспечение заявки на участие может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств, в порядке, установленном ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Подробный порядок внесения денежных средств указан в приложении к извещению. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта: Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона N44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об электронном аукционе. В банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Банковское сопровождение контракта не осуществляется. Подробный порядок предоставления обеспечения исполнения контракта указан в приложении к извещению".
В приложении к извещению Заказчик указал, в том числе, следующее: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, а именно собственное действующее свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом аукциона в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624) на следующие виды работ:
- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или Заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона информация, содержащаяся в Единой информационной системе (ЕИС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Согласно ч.2 ст.65 Закона документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее -Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
ФАС России в Письме от 16.11.2016 N ИА/79173/16, в частности, отмечает: информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Документация об аукционе, в том числе, описание объекта закупки, в котором указаны минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, используемые для определения эквивалентности товаров и определения соответствия товаров потребности Заказчика, подлежащие обязательному включению в состав первой части заявки на участие в аукционе (Техническое задание) размещены на официальном сайте в графическом формате.
Внеплановой проверкой установлено, что информация, содержащаяся в Техническом задании, размещена в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска отдельных фрагментов, в том числе, в виде рисунков, например:
обшивка внутренняя из древесины. Номинальные размеры поперечного сечения обшивки должны соответствовать рисункам:
смеситель для умывальника должен быть настольным, центральным, излив с аэратором. Конструкция и размеры в соответствии с рисунком:
Однако данные сведения необходимы для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, Техническое задание документации об аукционе, размещенное Заказчиком на официальном сайте содержит ограничения для ознакомления, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении нарушения Закона, поскольку оно не являлось основанием для принятия аукционной комиссией Заказчика решения об отказе в допуске к участию в аукционе.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Стройинвест", Абалешева А.В. необоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат определения подрядчика.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 марта 2017 г. N 406/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017