Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 марта 2017 г. N 04-02/2821
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <__> члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шелдонфарма" (далее - ООО "Шелдонфарма") исх. от 20.03.2017 N 36 (вх. от 20.03.2017 N 959э) на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Княжпогостская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка витаминно-минерального комплекса", извещение N 0307300058517000014 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Шелдонфарма", ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ", "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ООО "Шелдонфарма" исх. от 24.03.2017 N 40 (вх. 24.03.2017 N 1023э), ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" исх. от 27.03.2017 N 925 (вх. от 27.03.2017 N 1031э) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы в отсутствие представителей, ООО "Шелдонфарма", ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Шелдонфарма" обжалуются положения документации об электронном аукционе, в части установления ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" в разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе требования к поставляемому товару, а именно установления заказчиком технических характеристик к витаминно-минеральному комплексу в нарушение требований предусмотренных ГОСТ Р 57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания, комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании" (далее - ГОСТ Р 57106-2016), что противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" в отзыве на жалобу исх. 23.03.2017 N 906 (вх. 24.03.2017 N 1014э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ".
Объектом закупки явилась поставка витаминно-минерального комплекса.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 53 552,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300058517000014, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 13.03.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит следующие характеристики объекта закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара, фасовка, упаковка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Витаминно-минеральный комплекс |
Витаминно-минеральный комплекс для обогащения витаминам и минералами напитков, каш молочных, безмолочных, киселей, компотов, на стадии приготовления блюд. Массовая доля* влаги не более 7,0%. Состав: 11 витаминов,3 минерала. Массовая доля витаминов, г./100 г.: "А" 0,226 "Е" 5,27 "С" 33,35 "В1" 0,37 "В5" 1,23 "В2" 0,44 "В6" 0,49 "В12" 0,0009 "Вс" 0,148 "РР" 4,73 "Н" 0,0124 Массовая доля минералов, г./100 г: "I" 0,029 "Se" 0,01 "Zn" 1,058 Продукция герметично упакована в двухслойные пакеты из полиэтиленовой пленки. |
кг |
1 |
Согласно позиции заявителя, заказчиком в Техническом задании установлены показатели объекта закупки, которые не соответствуют требованиям предусмотренным подпунктом 4.2.2 пункта 4.2 части 4 ГОСТ Р 57106-2016, что по мнению ООО "Шелдонфарма" нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 1,2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 162-ФЗ от 29.06.2015 "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 162) стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
На основании статьи 6 ФЗ N 162 стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.
Объектом закупки является - поставка витаминно-минерального комплекса.
Следовательно, применение ГОСТ Р 57106-2016 как документа по стандартизации является добровольным, в связи с чем, при описании технических характеристик объекта закупки, заказчик вправе отказаться от требований документов по стандартизации, описывать объект закупки в соответствии со своими потребностями.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24 технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" к специализированной пищевой продукции относится, в том числе пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" (далее - Приказ) витаминно-минеральные комплексы включены в стандартные диеты в количестве 50-100% от физиологической нормы суточного потребления.
Кроме этого, Приказом не установлен состав витаминно-минерального комплекса и диапазон массовой доли веществ, входящих в состав витаминно-минерального комплекса.
Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д28и-1592: "_при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.
На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, если указанные им потребности не противоречат нормам законодательства о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России также было установлено, что заказчик при описании объекта закупки не использовал товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
Доказательства отсутствия товара с запрашиваемыми заказчиком характеристиками в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.
Таким образом, действие заказчика в виде установления в Техническом задании показателей объекта закупки, которые не соответствуют требованиям предусмотренным подпунктом 4.2.2 пункта 4.2 части 4 ГОСТ Р 57106-2016, не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Шелдонфарма" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__> |
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 марта 2017 г. N 04-02/2821
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017