Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2017 г. N 11-62/17
В связи с поступившей от АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" информацией (вх. 4416-ЭП/17 от 27.02.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС);
с участием представителей:
Санкт-Петербургской избирательной комиссии (далее - заказчик),
АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (далее - заявитель),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - СПб ГБАУ "Смольнинское" - на оказание услуг по аренде легковых автомобилей с водителем (контракт N 132 от 30.12.2016, реестровый номер контракта 2781205007917000001) (далее - закупка, контракт).
Адрес проверяемой организации: Исаакиевская пл., д. 6, Санкт-Петербург, 190107.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Контракт N 132 на оказание услуг по аренде легковых автомобилей с водителем заключен 30.12.2016 на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Цена контракта - 7 190 007,80 руб.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации
На заседании Инспекции УФАС представители заказчика сообщили, что закупка осуществлена, в том числе на основании ст. 7.1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 N 223-35 "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург" (далее - Закон о государственных унитарных предприятиях).
В ст. 7.1 Закона о государственных унитарных предприятиях установлено, что предприятия и учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, обладают в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" исключительными полномочиями по выполнению работ и оказанию услуг по транспортному обслуживанию лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных служащих Санкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга, гостиничному обслуживанию органов государственной власти и официальных делегаций, посещающих Санкт-Петербург, обеспечению деятельности представительств органов государственной власти Санкт-Петербурга в иных субъектах Российской Федерации, организации общественного питания при проведении мероприятий органами государственной власти Санкт-Петербурга, проведении официальных мероприятий от имени Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, техническому обслуживанию и ремонту объектов гражданской обороны, предназначенных для органов государственной власти Санкт-Петербурга, коммунально-эксплуатационному обслуживанию помещений, занимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, проведению инженерных изысканий и проектированию объектов инженерного оборудования города, инженерной инфраструктуры, дорог, мостов, тоннельных сооружений, объектов подземного пассажирского транспорта, содержанию мостов, тоннельных сооружений, путепроводов, подземных и надземных пешеходных сооружений, набережных, водопропускных сооружений, обеспечению эксплуатации, развития и защиты Автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга, обеспечению эксплуатации, развития и защиты информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Санкт-Петербурга, информационно-аналитической поддержке деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечению координации работ в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечению (организации) оценки имущества в случаях, когда ее проведение является обязательным для Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, оказанию телекоммуникационных услуг органам государственной власти Санкт-Петербурга, централизованному оформлению Санкт-Петербурга к праздникам и памятным датам Санкт-Петербурга, международным, общепризнанным (традиционным), общероссийским праздникам и памятным датам в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга о праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге, погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, обеспечению эксплуатации и выполнению функций заказчика по наружному (уличному), декоративному (архитектурно-художественному) и праздничному освещению, выполнению аварийно-восстановительных работ на сетях инженерно-технического обеспечения, в случае если выполнение указанных работ или оказание указанных услуг предусмотрено учредительными документами предприятия, учреждения.
Представитель заказчика обратил внимание, что соответствующий нормативный акт, вносящий изменения в Закон о государственных унитарных предприятиях, в установленном порядке не принят, а сама ст. 7-1 Закона о государственных унитарных предприятиях публикуется в правовых базах без изменений, что в итоге, по мнению заказчика, позволяет осуществлять закупку (оказание услуг по аренде легковых автомобилей с водителем) именно у единственного исполнителя в лице СПб ГБАУ "Смольнинское".
Вместе с тем, ст. 7.1 Закона о государственных унитарных предприятиях ссылается на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который утратил силу с 01.01.2014 в связи с принятием Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2013 г. по делу N А56-63226/2011, которое вступило в законную силу, установлено несоответствие ст. 7.1 Закона о государственных унитарных предприятиях (регионального закона) положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данные обстоятельства известны заказчику, что подтверждается устными пояснениями представителя заказчика, а также письменными возражениями заказчика к обращению заявителя.
Следовательно, руководствуясь при заключении контракта с единственным поставщиком в лице СПб ГБАУ "Смольнинское" нормой ст. 7-1 Закона о государственных унитарных предприятиях (не приведенной в соответствие с Федеральными законами Российской Федерации), заказчик мог и должен был предполагать, что нарушает тем самым требования п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, тем не менее, осуществил закупку в нарушение указанной нормы.
Учитывая изложенные обстоятельства, Инспекция УФАС считает необоснованными и неправомерными ссылки заказчика на ст. 7.1 Закона о государственных унитарных предприятиях, изданную в рамках утратившего силу закона, а также признанную судом несоответствующей требованиям федерального законодательства.
Также Инспекцией УФАС рассмотрены доводы заказчика о том, что исполнитель по контракту - СПб ГБАУ "Смольнинское" - является единственной организацией, которая обладает необходимыми ресурсами, мощностями и оборудованием для оказания услуг по контракту.
Рынок услуг по автотранспортному обслуживанию обширен и включает много участников, способных оказать данные услуги, что подтверждает анализ Официального сайта, по результатам которого установлено, что оказание автотранспортных услуг закупается различными государственными органами Санкт-Петербурга и различными законодательными органами субъектов Российской Федерации конкурентными способами (например: извещения NN 0172200001017000012, 0172200001017000005, 0172100011316000123, 0172100011316000122, 0372200134716000014, 0172200002316000122, 0172200001616000130, 0172200002216000208, 0172200000716000151, 0172200003016000023, 0172200005416000048, 0158200002516000038, 0156200002816000087, 0158200002516000025, 0158200002515000032).
В указанных закупках на автотранспортное обслуживание принимают участие различные организации, способные оказать и фактически оказывающие услуги по автотранспортному обслуживанию лиц, замещающих государственные должности.
Кроме того, СПб ГБАУ "Смольнинское" не обладает исключительными полномочиями, технологиями, оборудованием, персоналом и т.д. для того, чтобы являться единственным исполнителем в рассматриваемой закупке.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной систем единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть государственное учреждение, государственное унитарное предприятие, соответствующие полномочия которых установлены только законодательными актами (применительно к рассматриваемому случаю) субъектом Российской Федерации, а именно Санкт-Петербургом.
В материалы дела не представлено доказательств официального закрепления именно за СПб ГБАУ "Смольнинское" исключительных полномочий по оказанию услуг по автотранспортному обслуживанию. Сама ст. 7-1 Закона о государственных унитарных предприятиях содержит лишь перечень работ и услуг, закупки которых могут размещаться у единственного поставщика, но при этом не содержит перечень конкретных организаций, которые наделены такими исключительными полномочиями. Также не приведены заказчиком и какие-либо иные правовые нормы, прямо устанавливающие предоставление именно СПб ГБАУ "Смольнинское" исключительных полномочий на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию.
Следовательно, СПб ГБАУ "Смольнинское" не соответствует требованиям п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, а услуги по автотранспортному обслуживанию должны закупаться с учетом требований ч. 1, 5 ст. 24 Закона о контрактной системе на конкурентной основе.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, 5 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Контракт заключен 30.12.2017 на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заказчик направил в Комитет государственного контроля Санкт-Петербурга - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, уведомление о заключении контракта 11.01.2017 (исх. N 01-12/36и), т.е. с нарушением сроков на 2 рабочих дня.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе, выразившееся в несвоевременном уведомлении контрольного органа в сфере закупок о заключенном контракте.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Контракт заключен 30.12.2017 на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Извещение о закупке размещено на официальном сайте 30.12.2017, т.е. в день заключения контракта, а не за пять дней до даты его заключения.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе, выразившееся в несвоевременном размещении извещения о закупке.
4. Доводы заявителя о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1, 5 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 93, ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2017 г. N 11-62/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017