Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2017 г. N 44-912/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
в отсутствии представителя ИП Черняка Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5790-ЭП/17 от 15.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту подвала в здании администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000417000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 748 091,54 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В доводах жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, выразившееся, по мнению Заявителя, в установлении Заказчиком нестандартных требований к товарам, необходимых для выполнения работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 109 "Гвозди строительные" Приложения N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования: " Должны быть с плоской головкой, должны быть изготовлены из низкоуглеродистой стальной гвоздильной проволоки, соответствующей по механическим свойствам требованиям для термически необработанной проволоки должны быть предназначены для использования в строительстве при монтаже различных деревянных конструкций преимущественно в неразборных узлах. Диаметр стержня не более 1,6 мм. Длина не менее 40 мм. Наименьший диаметр головки от 1,6 мм. Минимальная высота головки от 0,48 мм. Предельные отклонения по длине 1,6 мм. Отклонение от соосности головки относительно стержня не более 0,2 мм. Отклонения от круглости головок не более 0,5 мм. Заостренная часть гвоздя имеет круглое или квадратное сечение. Угол заострения по граням не более 40°".
При этом, в соответствии с требованиями Технического задания, вышеуказанный товар должен соответствовать ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)"; ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия (с Изменениями N 1-4)"; ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия (с Изменениями N 1-5)".
В случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным государственным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям государственного стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям государственного стандарта показатели и (или) их значения.
В соответствии с п.1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Черт.1. Конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой
;
Черт.1
Таблица 1
мм
|
|
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Из вышеуказанной таблицы видно, что при установленных Заказчиком требованиях к диаметру стержня " не более 1,6 мм" и длине гвоздя " не менее 40 мм" гвозди могут иметь следующие размеры: " 1,4 мм40 мм", " 1,6 мм
40 мм", " 1,4 мм
50 мм".
Вместе с тем, Заказчиком установлены требования таким образом, что участник закупки может предоставить значение диаметра стержня равное 1,2 мм, что в свою очередь, будет соответствовать установленным Заказчиком требованиям. При этом гвозди с диаметром стержня 1,2 мм могут иметь длину либо 16 мм, либо 20 мм, либо 25 мм, что не подходит под установленное Заказчиком требование к длине гвоздя "не менее 40 мм".
Таким образом, установленные Заказчиком требования вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке значения показателей, противоречащие государственному стандарту.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении Заказчиком по ряду товаров требований к их показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Например, к товару по позиции 87 "Олифа комбинированная" Приложения N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования: "Должна быть олифа, содержащая смесь оксидированных или термообработанных высыхающих и полувысыхающих масел с введением сиккатива и растворителя. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 200,5 оС, должна быть 20- 60 с. Кислотное число должно быть не более 10 мг КОН/г. Отстой по объему должен быть не более 1%. Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре 20
2 °С должна быть полная. Максимальное время высыхания олифы до степени 3 при температуре 20
2 °С должно быть не более 24 ч. Температура вспышки в закрытом тигле должна быть не ниже 32 °С". Данный товар в соответствии с требованиями Технического задания должен соответствовать ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия"; ГОСТ 19266-79 "Материалы лакокрасочные. Методы определения цвета (с Изменениями N 1, 2)"; ГОСТ 5481-89 "Масла растительные. Методы определения нежировых примесей и отстоя"; ГОСТ 23955-80 "Материалы лакокрасочные. Методы определения кислотного числа (с Изменением N 1)N; ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости (с Изменениями N 1, 2)"; ГОСТ 5472-50 "Масла растительные. Определение запаха, цвета и прозрачности (с Изменением N 1)"; ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)"; ГОСТ 31340-2013 "Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования"; ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования (с Изменением N 1)".
В соответствии с п. 3.2. ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости" определение условной вязкости по вискозиметру типа ВЗ-246 (и ВЗ-4) происходит путем проведения следующего испытания: "Вискозиметр помещают в штатив и с помощью уровня устанавливают в горизонтальном положении. Под сопло вискозиметра ставят сосуд. Отверстие сопла закрывают пальцем, испытуемый материал наливают в вискозиметр с избытком, чтобы образовался выпуклый мениск над верхним краем вискозиметра. Наполняют вискозиметр медленно, чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха. Избыток материала и образовавшиеся пузырьки воздуха удаляют при помощи стеклянной пластинки или алюминиевого диска, сдвигаемых по верхнему краю воронки в горизонтальном направлении таким образом, чтобы не образовалось воздушной прослойки.
Открывают отверстие сопла и одновременно с появлением испытуемого материала из сопла включают секундомер. В момент первого прерывания струи испытуемого материала секундомер останавливают и отсчитывают время истечения".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию в составе заявки показателей товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства нарушает положения ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные Заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.33, ч. 6 ст. 66 ( п.1 ч.1 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2017 г. N 44-912/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017