Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2017 г. N 44-983/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Минздрава России (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ГСК" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6613-ЭП/17 от 21.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений гардероба в нервно-терапевтическом корпусе (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100010617000045. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 988 509,09 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.п. 67, 69 "Радиатор" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товарам: "Радиатор должен выдерживать пробное давление воды не менее 0,6 МПа. Рабочее давление должно быть более 1,2 МПа.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31311-2005 (п. 1.6 Раздела IV документации о закупке).
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 31311-2005 "Приборы отопительные. Общие технические условия" отопительные приборы должны быть прочными и герметичными и выдерживать пробное давление воды или воздуха, превышающее не менее чем в 1,5 раза максимальное рабочее давление, но не менее 0,6 МПа.
Таким образом, согласно требованиям Заказчика к значению показателя рабочего давления, участник закупки в первой части заявки вправе указать значение показателя равное 1,21 МПа.
На основании п. 5.2 ГОСТ 31311-2005 для отопительных приборов с рабочим давлением 1,21 МПа значение показателя пробного давления составляет 1,815 МПа (1,21х1,5 = 1,815).
Вместе с тем, согласно требованиям Заказчика участник закупки вправе указать значение показателя пробного давления, например, 0,6 МПа, что не соответствует ГОСТ 31311-2005.
Следовательно, требования Заказчика к показателю пробного давления не соответствуют
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в Приложении N 2 к Техническому заданию показателей по п. 2 "Блоки", п. 4 "Скобяные изделия" не в соответствии с ГОСТ 23747-2014 и ГОСТ 1050-88 соответственно.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в документации о закупке не установлено требование о соответствии товаров по п. 2 "Блоки" и п. 4 "Скобяные изделия" Приложения N 2 к Техническому заданию ГОСТ 23747-2014 и ГОСТ 1050-88.
Следовательно, данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке необъективного описания объекта закупки по п. 105 "Светильник" Приложения N 2 к Техническому заданию.
Согласно п. 105 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Светильник должен быть круглый встраиваемый в подвесные потолки. Габаритные размеры светодиодного светильника: длина должна быть более 98 миллиметров но менее 135,0 мм, ширина должна быть более 65,2 мм, но менее 129,5 мм, толщина должна быть не более 80 миллиметров.".
Таким образом, согласно требованиям Заказчика к габаритным размерам светильника участник закупки вправе указать значения показателей, несоответствующих требованию Заказчика к форме светильника.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей по п. 24 "Раствор" Приложения N 2 к Техническому заданию.
Согласно п. 24 "Раствор" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Состав должен быть - портландцемент ПЦ 400 Д0 (ГОСТ 10178-85, ГОСТ 30515-97); Прочность при сжатии через 28 (двадцать восемь) суток, МПа должна быть более 14,8 (четырнадцати целых восьми десятых) и менее 16,3 (шестнадцати целых трех десятых).".
В соответствии с п. 1.3 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте цемент подразделяют на марки: портландцемент - 400, 500, 550 и 600; шлакопортландцемент - 300, 400 и 500; портландцемент быстротвердеющий - 400 и 500; шлакопортландцемент быстротвердеющий - 400. Примечание. Допускается с разрешения минстройматериалов выпускать портландцемент с минеральными добавками марки 300.
В соответствии с п. 1.7 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" предел прочности цемента при изгибе и сжатии должен быть не менее значений, указанных в табл.2:
|
|
|
|
|
|
Обозначение цемента |
Гарантированная марка |
Предел прочности, МПа (кгс/см2) |
|||
|
|
при изгибе в возрасте, сут |
при сжатии в возрасте, сут |
||
|
|
3 |
28 |
3 |
28 |
ПЦ-Д0, ПЦ-Д5, ПЦ-Д20, ШПЦ |
300 |
- |
4,4 (45) |
- |
29,4 (300) |
|
400 |
|
5,4 (55) |
|
39,2 (400) |
|
500 |
|
5,9 (60) |
|
49,0 (500) |
|
550 |
|
6,1 (62) |
|
53,9 (550) |
|
600 |
|
6,4 (65) |
|
58,8 (600) |
ПЦ-Д20-Б |
400 |
3,9 (40) |
5,4 (55) |
24,5 (250) |
39,2 (400) |
|
500 |
4,4 (45) |
5,9 (60) |
27,5 (280) |
49,0 (500) |
ШПЦ-Б |
400 |
3,4 (35) |
5,4 (55) |
21,5 (220) |
39,2 (400) |
Таким образом, согласно Таблице 2 ГОСТ 10178-85 для портландцемента ПЦ-Д0 (400) установлено значение предела прочности при сжатии в возрасте 28 суток - не менее 39,2 (400) МПа (кгс/см2).
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление в документации о закупке требования о соответствии товара государственному стандарту, который утратил силу.
Согласно п. 1.6 Раздела IV документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара по п. 24 Приложения N 2 к Техническому заданию ГОСТ 30515-97.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ 30515-97 утратил силу и заменен на ГОСТ 30515-2013.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования о соответствии товара государственному стандарту, который является недействующим.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено следующее: "Если указано, что товар должен соответствовать государственным стандартам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником для использования при выполнении работ, должны соответствовать и государственному стандарту и заданному диапазону значений характеристик товара согласно технической части документации об электронном аукционе. Для товаров, государственные стандарты (ГОСТ) к которым содержат требования об обязательном наличии товарного знака (при установлении Заказчиком требования соответствия товаров этим стандартам), участник закупки в первой части заявки обязан указать товарный знак предлагаемого им товара, используемого при выполнении работ. В случае, если необходимый для оказания услуг товар не производится по ГОСТ либо ГОСТ на него отсутствует или устарел - показатели принимаются заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены. Данные требования обязательны для выполнения и приняты заказчиком с целью расширения доступа к участию в аукционе для товаров, не сертифицированных по ГОСТ, но имеющих требуемые заказчиком характеристики, а так же для описания товаров, на которые отсутствуют ГОСТ. ".
Таким образом, документация о закупке не содержит указания на то, что в случае, если государственный стандарт, требование о соответствии которому установлено Заказчиком в документации о закупке, утратил силу, участник закупки руководствуется действующим государственным стандартом, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации о закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 20.03.2017 NРД3 (далее - Разъяснения).
Согласно Разъяснениям предметом запроса является, например, следующий вопрос: "Пункт 4. Петли дверные должны быть предназначены для навешивания дверных блоков, а также для установки на створки полотен дверных блоков без наплава и должны обеспечивать открывание/закрывание. Разъясните, знак "/" в данном случае означает альтернативу выбора, я правильно понимаю? Можем мы оставить без изменения, так как нельзя выполнять только одно действие?".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения в отношении вышеуказанного вопроса: "знак "/" в данном случае не означает альтернативу выбора, т.к. одно без другого не возможно, показатель остается неизменным.".
Вместе с тем, согласно п. 1.5 Раздела IV документации о закупке Заказчиком установлена следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются словом символом "/" или ";", кроме случаев, когда знак "/" используется в наименовании единиц измерения или перечисленным через точку с запятой характеристикам предшествует двоеточие."
Иной порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе в инструкции (Разделе IV документации о закупке) Заказчиком не установлен.
Следовательно, согласно инструкции участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе обязан указать одно из значений требования к которым, установлены Заказчиком с использованием символа "/".
Комиссия УФАС установила, что Разъяснения противоречат инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГСК" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки; об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей; об опубликовании разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2017 г. N 44-983/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017