Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2017 г. N 44-971/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Тотал Групп" (далее - Заявитель): по доверенности,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6281-ЭП/17 от 20.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещения в здании ФГБУ "Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория" по адресу: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 15 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0345100006617000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 703 236,23 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
1. Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы документации о закупке не в полном объеме (отсутствует проектная документация).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом закупки является текущий ремонт зданий и помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Согласно пояснениям Заказчика предмет закупки составляют в основной части работы по текущему ремонту, при этом также включены работы, отнесенные в соответствии с Перечнем, к капитальному ремонту объектов капитального строительства (в том числе, работы по устройству гидроизоляции).
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется, в том числе, на основании проектной документации.
Заказчиком в составе документации о закупке проектная документация не опубликована.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указал на необъективное, по его мнению, описание объекта закупки при установлении требований к физико-механическим свойствам товаров "Бетон", "Битум", используемых при выполнении работ.
Доводы жалобы Заявителя об установлении избыточных требований к товару не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду отсутствия доказательств противоречия данного порядка положениям государственной стандартизации.
Вместе с тем, отсутствуют доказательства того, что вышеуказанные требования не могут оказывать влияние на качество выполняемых работ, соответственно Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений в потребностях Заказчика в данной части.
Так же Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений к подробности описания потребностей Заказчика при условии соответствия требований положениям ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, понятие "Избыточность" не может быть объективно раскрыто в ходе заседания Комиссии УФАС.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы о составлении Заказчиком требований к товару таким образом, что ограничивает круг потенциальных участников закупки, являются несостоятельными.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 вышеназванной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке к ряду позиций товаров установлены требования к конкретным показателям товаров, представляемых в составе первой части заявки на участие в закупке.
Так, например, к товару по позиции N 51 "Винт самонарезающий" установлено требование: "Минимальная глубина шлица: должна быть не менее 1,6 мм", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 11650-80.
Вместе с тем, согласно Таблице 1 ГОСТ 11650-80 государственным стандартом регулируется только показатель "глубина шлица".
Аналогичное противоречие требованиям государственной стандартизации установлено так же в товаре по позиции 24 "Бетон" в части характеристик "Крупность заполнителя" (установлено требование соответствия ГОСТ 7473-2010), согласно доводам жалобы.
Таким образом, установление подобных технических требований к товарам носит необъективный характер, следовательно, Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
Доводы жалобы Заявителя об установлении требований к товарам в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование информации (фрагментов информации) не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Довод жалобы Заявителя об установлении необъективных требований к товару по позиции 32 "Блок дверной тип 2", 113 "Шнуры в соответствии с сортаментом товара" не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду отсутствия в составе требований к товарам Технического задания документации о закупке требований к товарам "Блок дверной тип 2", "Шнуры в соответствии с сортаментом товара".
Доводы жалобы Заявителя о предоставлении противоречивых ответов на запрос к товарам по позиции 38 и позиции 50 не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно пп. 4 п. 2.3 Раздела II документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "В случае отсутствия в документации единиц измерения требуется использовать единицы измерения, указанные для данного показателя в соответствующей нормативной документации".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров (в том числе с указанием единиц измерения физических величин), позволяющих определить потребность Заказчика, является обязанностью Заказчика на основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, положение инструкции об указании участником единиц измерения в случае их отсутствия в требованиях к конкретным показателям товаров противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке инструкции по заполнению заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Согласно пп. 1 п. 2.3 Раздела II документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Показатели должны указываться в настоящем времени в соответствии с правилами русского языка. Участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов, по и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, без слов "или", "и/или", "либо", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", либо иных словосочетаний, оставляющих возможность двоякого трактования показателя".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит закрытый перечень словосочетаний, которые участник закупки не вправе указывать в первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе закрытого перечня слов и словосочетаний, которые участник закупки не вправе указывать в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяет осуществить аукционной комиссии Заказчика надлежащее рассмотрение первых частей заявок на основании установленной Заказчиком инструкции.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно п.п. 25, 26 "Доски" Приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Предельные отклонения от номинальных размеров по длине: не более +50/-25 мм.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Знак "/" означает, что можно выбрать любое из значений, за исключением показателя класса для линолеума, где этот показатель является неизменным.
Если знак "/" применяется в названии показателя, а так же в требовании к значению показателя - необходимо указывать все показатели. Например, если указано: "Максимальное усилие на отрыв от бетона/кирпича/железа должно составить 1/2/3 кН", то необходимо указать все 3 значения.".
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 16.03.2017 NРД5 (далее - Разъяснения).
Согласно Разъяснениям предметом запроса является, в том числе следующий вопрос: "Пункт 26, 25 Предельные отклонения от номинальных размеров по длине: не более +50/-25 мм. Разъясните, что значит знак "/"? так же разъясните, требуется выбрать между отклонением в большую сторону и меньшую или указать оба?".
Заказчиком даны следующие разъяснения в отношении вышеуказанного вопроса: "Ответ: знак "/" заменяет знак дроби. В данном случае означает отклонения в большую и меньшую стороны. Указать оба.".
Таким образом, Разъяснения не соответствуют положению инструкции: "Знак "/" означает, что можно выбрать любое из значений, за исключением показателя класса для линолеума, где этот показатель является неизменным.".
Следовательно, разъяснения положений документации о закупке изменяют суть документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно Разъяснениям предметом запроса является, в том числе следующий вопрос: "Пункт 14 Стойкость к статическому воздействию воды... Разъясните, данный показатель требуется указывать для краски используемой для потолков?".
Заказчиком даны следующие разъяснения положений документации о закупке: "Ответ: следует указывать характеристики в соответствии с требованиями заказчика.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации о закупке, которые носят формальный характер и не разъясняют положения документации о закупке.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений положений документации о закупке. Однако, Комиссия УФАС считает, что предоставление формального ответа, не содержащего разъяснения, которые позволяют участнику закупки однозначно установить соответствие требований Заказчика положениям документации о закупке, противоречит сути нормы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в части непредоставления участнику закупки надлежащих разъяснений положений документации о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тотал Групп" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику, членам аукционной комиссии и оператору электронной площадки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2017 г. N 44-971/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017