Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МЛК" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Имипенем+[Циластатин]) (изв. N 0356200005117000007),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200005117000007, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственных средств (Имипенем+[Циластатин]).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, установлены Заказчиком в п. 1 Главы 5 Техническое задание (Спецификация).
В п. 1 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к товару:
1.1. Требование к поставляемому товару
N п/п |
Международное непатентованное наименование, лекарственная форма, дозировка, упаковка* |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Имипенем + [Циластатин] порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг + 500 мг - флаконы 125 мл N 1. |
уп |
1 320 |
*Участник размещения заказа может предложить количество доз в упаковке:
больше, чем, указано в техническом задании Заказчика, при этом общее количество упаковок по данной позиции должно соответствовать количеству заявленному Заказчиком
меньше, чем, указано в техническом задании Заказчика, при этом:
- количество доз в упаковке, заявленных Заказчиком, должно быть кратным количеству доз в упаковке, которое предлагает участник размещения заказа, при этом количество предлагаемых упаковок увеличивается пропорционально;
- в случае, если количество доз в упаковке, заявленное Заказчиком не кратно количеству доз в упаковке, предлагаемых участником размещения заказа (т.е. делится с остатком), то количество упаковок по данной позиции должно быть пересчитано таким образом, чтобы общее количество доз по данной позиции, предложенных участником размещения заказа, было больше, либо равно общему количеству доз, заявленному Заказчиком.
Дозировка лекарственного препарата является неизменным показателем.
1.2. Особые условия.
Показан в том числе при перитоните, сепсисе, эндокартите. Инструкция не должна содержать указаний на развитие следующих побочных эффектов при применении: печеночная недостаточность, геморрагический колит, нарушения со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Возможность одновременного изолированного использования с аминогликазидами. После разведения раствор можно хранить в течение 4 ч при комнатной температуре (25С) или в течение 24 ч в холодильнике (при температуре 4С).
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
Комиссией установлено, что согласно ГРЛС, все зарегистрированные лекарственные средства с МНН "Имипенем + [Циластатин]" выпускаются во флаконах, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
Вместе с тем, довод Заявителя о том, что требование к объему флакона - 125 мл. ограничивает количество участников закупки, нашел свое подтверждение.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснила, что соблюдение технологии приготовления раствора для инфузий наиболее удобно осуществлять во флаконах объемом 125 мл., т.к. не требуется использование дополнительных контейнеров или флаконов и не происходит потери действующего вещества при переносах раствора в дополнительные емкости.
В свою очередь, Комиссия установила, что независимо от объема флакона готовый препарат получают путем смешивания содержимого флакона (порошка) с растворителем.
Так, например, в Инструкции по применению лекарственного препарата с МНН "Имипенем + [Циластатин]" и торговым наименованием "Тиепенем" производства АО "Научно-производственный центр "ЭЛЬФА" (Россия) указано следующее:
При применении препарата во флаконах вместимостью 100 мл, 115 мл, 125 мл содержимое растворяют в 100 мл растворителя, добавляемого во флакон. Полученный раствор необходимо встряхивать до образования прозрачной жидкости.
При применении препарата во флаконах вместимостью 20 мл, 30 мл содержимое флакона предварительно растворяют в 10 мл подходящего растворителя. После разведения раствор хорошо встряхивают, после чего переносят во флакон или контейнер с оставшейся частью растворителя (90 мл). Общий объем растворителя составляет 100 мл. Для полного переноса препарата (остатки препарата на стенках флакона) во флакон добавляют 20 мл ранее полученного раствора хорошо встряхивают и вновь переносят во флакон или контейнер с уже полученным раствором. Только после этого раствор готов к применению.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, Заказчик, установив требование к конкретному объему флакона лекарственного средства, ограничил количество участников закупки, в связи с чем, нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о закупках, имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя об установлении Заказчиком требования к количеству флаконов в упаковке, как противоречащему требованиям Закона о закупках, признается Комиссией несостоятельным, поскольку в Техническом задании Заказчиком обозначено, что участник закупки вправе предложить иное количество доз в упаковке, чем установлено Заказчиком, при условии, что общее количество упаковок по данной позиции будет соответствовать количеству заявленному Заказчиком.
С учетом изложенного Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках.
Относительно довода Заявителя в части нарушений Закона о закупках при формировании обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия отмечает, что в соответствии с ч.3 ст.99 Закона о закупках, антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона о закупках, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляется органами внутреннего государственного финансового контроля.
Таким образом, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению доводов жалобы относительно нарушений при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заказчиком соблюдены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, согласно которым аукционная документация должна содержать, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Данное обоснование приведено в главе III аукционной документации, где указано, что начальная (максимальная) цена контракта была определена Заказчиком посредством применения тарифного метода, в результате чего начальная (максимальная) цена контракта составила 1 710 456,00 руб.
Согласно пп. 6 п. 3 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации, показатели, характеризующие поставляемый товар, должны соответствовать показателям, установленным в п. 1 Главы V "Техническое задание (Спецификация)".
Как указано ранее, п. 1 Технического задания включает в себя пп.1.1 "Требование к поставляемому товару" и пп. 1.2 "Особые условия".
В пп. 8 п. 3 Раздела 8 Информационной карты обозначено, что при описании поставляемого товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в пункте 1 Главы V "Техническое задание" показателей товаров.
Из указанного следует, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе участники закупки должны отразить информацию в отношении всех установленных в пункте 1 Главы V "Техническое задание" показателей товаров.
Таким образом, в действиях Заказчика не может быть установлено нарушения Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, то требования пп.1.2 Технического задания не противоречат требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЛК" на действия ГБУЗ "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Имипенем+[Циластатин]) (изв. N 0356200005117000007) обоснованной в части довода об установлении Заказчиком требования к объему флакона лекарственного средства.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о закупках.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017