Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Акмедика" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Аминосалициловая кислота, 2г) (извещение N 0156200009917000034),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009917000034 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата (Аминосалициловая кислота, 2г).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель указывает на то, что требования к товару, являющемуся объектом закупки, ограничивают количество участников аукциона.
Требования к поставляемому товару установлены Заказчиком в разделе V "Техническое задание (Спецификация) на поставку товара.
Так, к поставке требуется следующий препарат:
N п/п |
Международное непатентованное наименование, лекарственная форма, дозировка, упаковка* |
Кол-во уп. |
1 |
Аминосалициловая кислота, таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой, 2г N 100 |
2 680 |
* Участник закупки вправе предложить иное количество таблеток (капсул, ампул, флаконов и др.) в потребительской упаковке. При этом количество упаковок, предложенных к поставке, должно пересчитываться соразмерно количеству таблеток (капсул, ампул, флаконов и др.), заявленному Заказчиком, без нарушения потребительской упаковки.
Дозировка лекарственного препарата и объем (ампулы, флакона, шприца и др.) являются неизменным показателем.
Спорной, по мнению Заявителя, является дозировка лекарственного препарата - 2 грамма, поскольку заявленным требованиям (с учетом дозировки) соответствует исключительно лекарственный препарат Симпас производства СимпексФармаПвт.Лтд Индия. Поставка иных лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном порядке, например, "ПАСК" производства ОАО "Фармсинтез" Россия, с дозировкой 1 мг. не возможна, так как дозировка является неизменным показателем.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что Заказчик самостоятельно формирует объект закупки, исходя из потребностей последнего, указывают на то, что параллельно объявлена закупка на поставку спорного препарата с дозировкой 1 грамм. В подтверждение своей позиции представлено письмо ГБУЗ ПК "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" от 13.03.2017 г. N 470/01-06, в котором указано, что предпочтительнее считается однократный разовый прием препарата в дозировке 2 грамма (по сравнению с двумя приемами препарата с дозировкой 1 грамм) для обеспечения контроля медработника за соблюдением режима лечения больного и создания максимальной пиковой концентрации лекарственного вещества в крови в целях патологического воздействия на микробактерию туберкулеза, предотвращения развития резистентности к препаратам. Приверженность к лечению выше, когда пациент получает 1 таблетку вместо 2, от приверженности больного к лечению зависит непрерывность лечения и конечный результат. Количество вспомогательных веществ, имеющих свои побочные эффекты, при приеме 2 таблеток увеличивается в два раза, что потенциально увеличивает риск побочных явлений.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений представителей сторон, Комиссия находит доводы жалобы в данном случае обоснованными в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
Комиссия отмечает, что согласно ГРЛС, заявленным характеристикам, как указано выше, соответствует исключительно лекарственный препарат Симпас производства СимпексФармаПвт.Лтд Индия.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В рассматриваемом случае, с учетом изложенного выше, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что путем установления спорного требования, а именно, дозировка 2 грамма, Заказчик, Уполномоченный орган ограничили потенциальный круг участников закупки, и, как следствие, нарушили положения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, поскольку зарегистрированные в установленном порядке иные лекарственные препараты, соответствующие требованиям эффективности, безопасности и качества, достижения аналогичного терапевтического эффекта к поставке предложены быть не могут, необходимость же обеспечения лекарственным препаратом в спорной дозировке, Заказчиком не доказана.
В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Антимонопольный орган отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.03.2017 г. 5 заявок из 8 были отклонены именно ввиду несоответствия предложенной дозировки лекарственного препарата.
Кроме того, у Заказчика имеется возможность для закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии на основании запроса предложений.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Акмедика" на действия Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Аминосалициловая кислота, 2г) (извещение N 0156200009917000034) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2017