Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 марта 2017 г. N 258
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ПСК "СЭМ" на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на текущий ремонт освещение ж/д тоннеля, закупка N 0319100032317000011 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ПСК "СЭМ" на действия аукционной комиссии при проведении закупки (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщении о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, аукционной комиссии было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в части оформления протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Из содержания жалобы следует, что ООО ПСК "СЭМ" считает, что при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией были допущены нарушения требований законодательства, а именно:
ООО ПСК "СЭМ" не был допущен до участия в электронном аукционе, однако протокол рассмотрения заявок не содержит положений аукционной документации, которым не соответствует заявка ООО ПСК "СЭМ", положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией.
Кроме того, ООО ПСК "СЭМ", считает, что его заявка требованьям аукционной документации соответствует.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводом подателя жалобы о неправомерном принятии решения аукционной комиссии об отклонении первой части заявки ООО ПСК "СЭМ", по причине того, что указанная заявка не содержала указания на товарный знак и фирменное наименование, однако поскольку товары подлежат обязательной сертификации, то должны иметь указанные сведения, ввиду того, что сертификат выдается на конкретную марку и тип товара.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России состоялось 22 марта 2017 года в 11 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представители заказчика - Д.А. Гулькин (доверенность N б/н от 21.03.2017, удостоверение личности), А.В. Вдовин (доверенность N б/н от 21.03.2017, удостоверение личности);
- представитель подателя жалобы В.Ю. Судаков (доверенность N 03/17 от 20.03.2017, удостоверение личности).
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом проводимой закупки является проведение работ по текущему ремонту освещение ж/д тоннеля.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Пунктом 3б части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Статья 67 Закона о контрактной системе предусматривает, в том числе, следующие действия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе:
1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Проанализировав документацию к электронному аукциону, Комиссия установила, что в Информационной карте перечислены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе: "3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2017 N0319100032317000011-1 участникам закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 3, 4 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставление недостоверной информации.
При этом, Комиссия установила, что указанный протокол не содержит указания на положения аукционной документации, которым не соответствуют указанные заявки, указания на положения заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией.
Вместе с тем, данная информация подлежит включению в протокол рассмотрения заявок на участия в электронном аукционе (первых частей заявок) в соответствии с требованиями части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, ввиду чего Комиссия признает аукционную комиссию нарушившей указанную норму Закона о контрактной системе.
Как следует из пояснений заказчика, направленных в адрес Красноярского УФАС России до начала рассмотрения жалобы и озвученных на заседании Комиссии, участникам, подавшим заявки, которым присвоены порядковые номера 3, 4, отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку первые части указанных заявок не содержали указания на товарный знак и фирменное наименование, однако поскольку товары подлежат обязательной сертификации, то должны иметь указанные сведения, ввиду того, что сертификат выдается на конкретную марку и тип товара. При этом, представитель заказчика пояснил, что иные положения заявок требованьям аукционной документации не противоречат.
Проанализировав заявки, которым присвоены порядковые номера 3, 4, Комиссия установила, что в указанных заявках нашли отражение все показали, требующихся товаров в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки, установленные заказчиком в аукционной документации (приложение "Техническое задание"); Комиссия не установила, что указанные такими участниками закупки показатели таких товаров противоречат требованиям аукционной документации.
Относительно вывода аукционной комиссии, касающегося того, что товары в отклоненных заявках не содержат указания на товарный знак и фирменное наименование, однако поскольку товары подлежат обязательной сертификации, то должны иметь указанные сведения, Комиссия отмечает следующее.
Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ), факт регистрации товарного знака подтверждает соответствующее свидетельство, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
При этом, регистрация товарного знака на товар, является правом, а не обязанностью производителей товаров, ввиду чего не каждый товар, в том числе подлежащий обязательной сертификации, может иметь товарный знак.
Согласно статье 1473 ГК РФ, фирменное наименование - это наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия;
информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Вместе с тем, согласно статье 2 указанного закона заявитель - это физическое или юридическое лицо, которое обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
Кроме того, действующее в Российской Федерации законодательство не ограничивает возможность физических лиц (индивидуальных предпринимателей) выступать в качестве изготовителей (производителей) продукции.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к следующим выводам:
- в случае, если товар не имеет зарегистрированный товарный знак, то и сертификат соответствия на такой товар не может содержать указания на товарный знак;
- изготовителем продукции и заявителем на получения сертификата соответствия могут выступать физические лица, в таких случаях, сертификаты соответствия не могут содержать информацию о фирменном наименовании юридического лица;
Из документов, представленных в составе первых частей заявок вышеуказанных участников, не следует, что производителями предлагаемых товаров являются юридические лица, и что предлагаемые товары имеют зарегистрированный товарный знак, при этом, конкретные показатели предлагаемых товаров соответствуют требованьям, изложенным заказчиком в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия установила, что фактическая причина отказа в допуске участникам, заявкам которых присвоены порядковые номера 3,4, не основана на законе и нарушает положения части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 66 Закона о контрактной системе, не допускается).
Комиссия также отмечает, что в вышеуказанных действиях аукционной комиссии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО ПСК "СЭМ" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем пересмотра первых частей заявок, которым присвоены порядковые номера 3,4.
4. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в части отказа в допуске участникам, заявкам которых присвоены порядковые номера 3,4.
Передать материалы по жалобе ООО ПСК "СЭМ" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 марта 2017 г. N 258
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017