Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 марта 2017 г. N 264
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Оказание охранных услуг по обеспечению охраны объектов, сохранности имущества Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.03.2017 поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении конкурса, извещение N 0219100000117000081.
Существо жалобы: документация о проведении конкурса составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 22.03.2017 в 17 часов 30 минут (время местное), присутствовали:
- представитель заказчика Казанцев Евгений Борисович (доверенность N 120 от 23.01.2017, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО ЧОП "Темучин-Ачинск" Шишкина Наталья Владимировна (доверенность N 74 от 22.03.2017, удостоверение личности).
На вышеуказанное заседание Комиссии явку своего представителя с документами, подтверждающими полномочия, податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении конкурса, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению подателя жалобы, установление порядка оценки заявок по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе путем оценки наличия в штате участника закупки лицензированных охранников (не ниже 5-го разряда) или работников организаций, имеющих право на охранную деятельность на основании законодательства Российской Федерации без лицензии, влечет ограничение количества участников закупки, поскольку, по мнению подателя жалобы, для оказания требуемых заказчику услуг (физическая охрана со спецсредствами) достаточно, чтобы охранники охранной организации имели 4 (четвертый) разряд охранника. При этом заказчик путем включения в документацию указанного показателя фактически ограничивает круг участников закупки путем предъявления необоснованного требования о наличии в штате организации большого количества охранников 5 (пятого) разряда (физическая охрана со служебным травматическим оружием), которые не требуются для оказания требуемых заказчику охранных услуг.
Во-вторых, податель жалобы отмечает, что в качестве подтверждения количества охранников 5 (пятого) и выше разрядов заказчиком предлагается представить копии свидетельств о присвоении квалификации охранника, подтверждающих присвоение квалификации охранника не ниже 5-го разряда, и штатного расписания (для частных охранных предприятий) или копии служебных удостоверений работников (для иных структур). По мнению подателя жалобы, статус охранника, его квалификация и принадлежность к конкретной охранной организации подтверждается исключительно удостоверением частного охранника. Без удостоверений частных охранников проверить принадлежность охранника к конкретной охранной организации, его квалификацию и статус не представляется возможным.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях заказчик не согласился, ходатайствовал о признании жалобы необоснованной, т.к., по его мнению, положения документации о проведении конкурса являются однозначными и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В связи с необходимостью получения от заказчика письменных пояснений, содержащих нормативное обоснование установления в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участника открытого конкурса" обеспеченности трудовыми ресурсами, которые будут привлечены для исполнения контракта, путем оценки наличия в штате участника закупки лицензированных охранников (не ниже 5-го разряда) или работников организаций, имеющих право на охранную деятельность на основании законодательства Российской Федерации без лицензии, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до 23.02.2017 до 17 часов 10 минут (время местное).
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Казанцев Е.Б. Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии с документами, подтверждающими полномочия, податель жалобы не обеспечил. В адрес Комиссии заказчиком были представлены ранее запрошенные письменные пояснения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на оказание охранных услуг по обеспечению охраны объектов, сохранности имущества заказчика (извещение о проведении конкурса от 28.02.2017 N0219100000117000081).
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пункта 5 части 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации Комиссия установила, что требования к предмету открытого конкурса, условия исполнения контракта были указаны заказчиком в Приложении N 1 (Техническое задание) к указанной части конкурсной документации, из которого следует, что в обязанности исполнителя включено, в том числе следующее:
- обеспечить надежность охраны объектов, сохранность имущества принадлежащего заказчику;
- охранять сотрудников заказчика и посетителей от противоправных посягательств посторонних лиц;
- в случае возникновения конфликтной ситуации пресекать возможные нарушения общественного порядка, при необходимости использовать технические средства или кнопку тревожной сигнализации с целью вызова на объект групп быстрого реагирования;
- своевременно принимать неотложные меры по ликвидации происшествий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах и прилегающей территории, действовать согласно инструкции, утвержденной заказчиком;
- при возникновении чрезвычайной ситуации на охраняемом объекте (включая противоправные действия) исполнитель обязан принять исчерпывающие меры к ликвидации возникшей ситуации, уведомив об этом заказчика. При необходимости привлекать подразделения соответствующих служб и действовать согласно инструкции при возникновении чрезвычайной ситуации на охраняемом объекте.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке имеет возможность установить, в том числе критерии цена контракта, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации в постановлении от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
В силу пункта 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил оценки заявок предусмотрено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем 2 пункта 11 Правил оценки заявок.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе были сформулированы заказчиком в пункте 21 части 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации.
Для оценки заявок на участие в конкурсе были установлены следующие критерии оценки:
1. Цена контракта - значимость 60%;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость 40%, со следующими показателями:
2.1 Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - значимость 45%;
2.2 Обеспеченность участника закупки специальными средствами - значимость 45%;
2.3 Обеспеченность участника закупки материальными ресурсами - значимость 10%.
В отношении показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" заказчик предписал производить оценку заявок на участие в конкурсе на предмет наличия в штате участника закупки лицензированных охранников (не ниже 5-го разряда) или работников организаций имеющих право на охранную деятельность на основании законодательства Российской Федерации без лицензии. Порядок присуждения баллов по показателю:
Значение показателя - количество лицензированных охранников (не ниже 5-го разряда) или работников организаций имеющих право на охранную деятельность на основании законодательства Российской Федерации без лицензии, чел. |
Баллы |
39 и более |
100 |
от 30 до 38 (включительно) |
50 |
от 20 до 29 (включительно) |
20 |
от 1 до 19 (включительно) |
5 |
0 |
0 |
Подтверждающие документы:
- копии свидетельств о присвоении квалификации охранника, подтверждающих присвоение квалификации охранника не ниже 5-го разряда, и штатного расписания (для частных охранных предприятий) или копии служебных удостоверений работников (для иных структур).
Также Комиссией установлено, что квалификация участника закупки была раскрыта заказчиком через показатель "Обеспеченность участника закупки специальными средствами", в отношении которого заказчик предписал произвести оценку заявок на участие в конкурсе на предмет наличия у охранников спецсредств (палок резиновых, электрошоковых устройств).
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что в отделениях заказчика ведется прием посетителей, хранятся товарно - материальные ценности, денежные знаки и денежные документы (талоны на проезд, талоны на выдачу ГСМ, путевки и т.п.). Здания и помещения отделений заказчика относятся к 1 (первой) и 2 (второй) категориям с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 N 410 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Согласно гл. III. "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)" указанного постановления оснащение охранников электрошоковыми устройствами является одним из предупреждающих мероприятий. Необходимость наличия специальных средств (палки резиновые, электрошоковые устройства) у сотрудников исполнителя при оказании услуг, являющихся объектом закупки, обусловлена тем, что периодически заказчику требуется осуществление перевозки денежных средств для оплаты заработной платы, аванса, отпускных и т.д.
Следовательно, в целях выявления в соответствии с условиями конкурса по критериям оценки и в порядке, установленном в конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены, для заказчика имеет принципиальное значение степень обеспеченности участника закупки специальными средствами (палками резиновыми, электрошоковыми устройствами), необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" электрошоковые устройства относятся к гражданскому оружию.
В соответствии с § 262а Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1" охрана помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, разрешенных в частной охранной деятельности, осуществляется охранниками 4 (четвертого) разряда; охрана помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств и гражданского оружия, разрешенных в частной охранной деятельности, осуществляется охранниками 5 (пятого) разряда; охрана помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности, осуществляется охранниками 6 (шестого) разряда.
Таким образом, охранники 4 (четвертого) разряда не имеют возможности в полном объеме удовлетворить потребность заказчика в услугах, являющихся объектом закупки, поскольку они не имеют возможности осуществлять охрану помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости как специальных средств, так и гражданского оружия, разрешенных в частной охранной деятельности. Следовательно, заказчик с целью определения лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены, обоснованно предписал комиссии по осуществлению закупок производить оценку таких заявок на предмет наличия в штате участника закупки лицензированных охранников не ниже 5-го разряда или работников организаций, имеющих право на охранную деятельность на основании законодательства Российской Федерации без лицензии, что не нарушает требований Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила оценки заявок не устанавливают порядок, в соответствии с которым заказчику при формировании порядка оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному критерию оценки надлежит определять шкалу присуждения того или иного количества баллов в зависимости от количества трудовых ресурсов участника закупки, на предмет обеспеченности которыми производится оценка заявки того или иного участника закупки. Также Закон о контрактной системе и Правила оценки заявок не устанавливают порядок, в соответствии с которым заказчику при формировании порядка оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному критерию оценки надлежит определять документы, подтверждающие наличие определенного уровня квалификации у участника закупки, заявка которого подлежит оценке. Следовательно, такие документы и указанную шкалу присуждения баллов участнику закупки в зависимости от количества имеющихся у него трудовых ресурсов заказчик вправе формулировать в конкурсной документации по своему усмотрению, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок.
Таким образом, действия заказчика по установлению шкалы присуждения баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки заявок следующим образом: 39 и более охранников - 100 баллов; от 30 до 38 (включительно) охранников - 50 баллов; от 20 до 29 (включительно) охранников - 20 баллов; от 1 до 19 (включительно) охранников - 5 баллов; 0 охранников - 0 баллов, а также по установлению в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки определенного количества указанных трудовых ресурсов, копий свидетельств о присвоении квалификации охранника и штатного расписания (для частных охранных предприятий) или копии служебных удостоверений работников (для иных структур), не противоречат положениям Закон о контрактной системе и Правил оценки заявок, поскольку порядка определения указанной шкалы и документов, подтверждающих наличие у участника закупки определенного количества указанных трудовых ресурсов, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлено, в свою очередь, порядок оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки заявок, который был предусмотрен заказчиком в конкурсной документации позволяет комиссии по осуществлению закупок выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Комиссия отмечает, что в силу пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, пункта 21 части 2 "Информационная карта открытого конкурса" в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, отсутствие в заявке участника закупки каких-либо документов, предусмотренных конкурсной документацией в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по показателям "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", "Обеспеченность участника закупки специальными средствами", "Обеспеченность участника закупки материальными ресурсами", не будет являться для комиссии по осуществлению закупок при произведении оценки заявок основанием для признания той или иной заявки участника закупки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, что не влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в порядке оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки таких заявок условия создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 21.03.2017 NПВК1 на участие в конкурсе было подано 5 (пять) заявок, заявка от подателя жалобы на участие в конкурсе не поступала.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в порядке оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки таких заявок условий, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что конкурсная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 марта 2017 г. N 264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017