Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 марта 2017 г. N 57/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителей от заказчика: Котовой Т.Е., от уполномоченного органа - Сидоровой Н.А.,: от заинтересованного лица ООО "Северспецстрой" - Осипова В.В., Кириллова К.И.; от ООО "Востокдорстрой" - Михайловой Л.Н., Горкун Н.Г., в отсутствии представителей от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением Городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция ул. Комсомольской от Коммунистического проспекта до проспекта Победы"" (извещение N 0161300000117000096),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалоба ООО "Перспектива" (далее также - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением Городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее также - Заказчик) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция ул. Комсомольской от Коммунистического проспекта до проспекта Победы"" (извещение N 0161300000117000096) (далее - аукцион).
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация утверждена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
27.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона и аукционная документация утвержденная Заказчиком. В том числе с последними изменениями от 02.03.2017.
В жалобе Заявитель указал следующие доводы:
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение ст.ст. 34, 35 Закона о контрактной системе в конкурсную документацию не включена информация о наличии или отсутствии банковского сопровождения.
2. Заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 33 и п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установлены требований к закупаемому товару без указания, какая из величин является длиной, шириной и высотой.
3. Заказчиком установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения, что вводит в заблуждение участников закупки.
4. Заказчиком в нарушение положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений.
5. Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, так как установленный в п. 9.8 Контракта срока действия банковской гарантии не соответствует требованиям указанной нормы.
Заказчик, а также уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны. Представили письменные возражения, в том числе изложили свою позицию по каждому доводу жалобы.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующему.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, которые входят в сферу применения этого федерального закона (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 26 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого федерального закона. В свою очередь, ч. 2 ст. 35 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.
Для контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, случаи их банковского сопровождения определены п. 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее - Постановление N 963). А п. 4 того же постановления органам местного самоуправления рекомендовано при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с ч. 26 ст. 34 Закона о закупках, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет для муниципального образования не менее 200 млн. рублей, условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, а в случае, если такая цена составляет не менее 5 млрд, рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения
Как следует из вышеизложенного, положение п. 4 Постановления N 963 имеет рекомендательный характер для органов местного самоуправления. Случаев, когда в контракты, заключаемые для обеспечения муниципальных нужд, должно включаться условие об их банковском сопровождении, законодательство не устанавливает, в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о контрактной системе такие случаи должны определяться местными администрациями в издаваемых ими муниципальных правовых актах. Не предусматривает законодательство и правовых последствий непринятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, устанавливающих случаи банковского сопровождения контрактов (например, в виде распространения на такие контракты правил, предусмотренных Постановлением N 963 либо соответствующим нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют случаи банковского сопровождения контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов. Правовых последствий непринятия таких актов законодательство не устанавливает.
Информация о том, что банковское сопровождение не предусмотрено, указана в п. 23 Раздела 2 Информационной карты, таким образом, положения ст. 34 Закона о контрактной системе не нарушены.
2. Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Техническому заданию на выполнение работ по объекту: "Реконструкция ул.Комсомольской от Коммунистического проспекта до проспекта Победы", основные требования к конструктивным решениям, материалам и изделиям, применяемым на объекте, указаны в части: Плитка тактильная ТПТ размером (500х500х100)мм2 с продольными рифами.; Камни бортовые из горных пород пиленные размером (1000х200х80)мм.; Камни бортовые из горных пород пиленные размером (3000x300x180)мм.; Остановочные павильоны городского типа ОМ-12 размером (8000х2000х2500)мм, изготавливается из металлических труб и обшиваются коленным стеклом (стеклом триплекс), сотовым или литым поликарбонатом, по согласованию с Заказчиком. Изготовление остановочных павильонов выполнить с рекламным табло.; Скамейка размером (490х1460х490)мм. Материалы: фиброжелезобетон, натуральное дерево, краска по бетону (п. 5 Технического задания).
Вместе с тем, в п. 6 Технического задания указан перечень нормативных документов, в соответствии с которыми необходимо выполнять работы. Все работы осуществить согласно действующим нормам и техническим условиям на производство и приёмку данного вида работ: (перечислен список ГОСТов, СНиПов и тд.). В случае если аукционная документация содержит указания, ссылки на недействующие, утратившие силу нормативные документы, ГОСТы, СНиПы, Своды правил и т.д., следует применять действующие документы, в том числе введенные взамен утратившим силу.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что указание размеров товара без величин не приводит к ограничению количества участников закупки, так как указание характеристик товара удовлетворяет потребность заказчика, а участник закупки указывает в соответствии с требованиями технического задания.
Кроме того установление размеров товара без величин не повлекло ограничение круга участников аукциона, о чем свидетельствует факт подачи на участие в торгах 4 заявок.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе х исполнение контракта может обеспечиваться одним из двух способов:
- предоставлением банковской гарантии, которая является видом независимой гарантии (и. 3 ст. 368 ГК РФ), выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о закупках. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц;
- внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. В этом случае в силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных.
При этом, способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Закона о контрактной системе не содержит требований, что срок действия банковской гарантии должен совпадать со сроком возврата денежных средств.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона о закупках.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Минэкономразвития РФ в п.п. 22, 23 Письма от 30.09.2014 г. NД28И-1889 установило следующее правило: "Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен".
Так, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 20.03.2017 года в 10:00 (время местное); сроки подачи запроса на разъяснение положений документации: дата начала-27.02.2017; дата окончания - 16.03.2017.
Таким образом, нарушения в действиях Заказчика в данной части также отсутствуют.
5. Положениями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
То есть, на Заказчика возложена обязанность установить срок действия банковской гарантии на срок не менее чем на один месяц превышающий срок действия контракта, при этом, прямого запрета на установление срока действия банковской гарантии более чем на один месяц превышающий срок действия контракта Закон о закупках не содержит.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу признать жалобу Заявителя необоснованной по всем заявленным доводам.
Комиссия, на основании изложенного и руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением Городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция ул. Комсомольской от Коммунистического проспекта до проспекта Победы"" (извещение N 0161300000117000096) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии К.В. Солонин
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 марта 2017 г. N 57/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017