Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 марта 2017 г. N А48-03/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЭЛЬФАРМА" на действия Министерства здравоохранения РСО-Алания при осуществлении закупки на оказание социальной услуги по лекарственному обеспечению в 2017 году граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с п.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и проживающих на территории РСО-Алания, согласно спецификации и техническому заданию (электронный аукцион N0310200000317000156) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
16.03.2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Эльфарма" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно, согласно техническому заданию в рамках оказания социальной услуги по обеспечению граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения Исполнитель обязан:
- поставить лекарственные препараты не позднее 10 дней с момента заключения государственного контракта;
- обеспечить прием, хранение и учет ЛП в соответствии с действующими на территории РФ нормативными документами;
- поставить лекарственные средства, изделия медицинского назначения согласно спецификации в аптечные учреждения во все муниципальные образования республики в соответствии с перечнем;
- обеспечить отдельное хранение и учет лекарственных средств, поступивших для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь;
- обеспечить отпуск ЛП гражданам по рецептам врача в аптечных учреждениях (аптеках, аптечных пунктах), расположенных во всех муниципальных образованиях республики, согласно приложению N 3 к настоящему контракту и в соответствии с действующими на территории РФ нормативными документами; в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание.
- обеспечить контроль за сроками годности поступивших лекарственных средств;
- обеспечить своевременность отпуска лекарственных средств по рецептам гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи;
- исполнение всех действующих нормативных актов, регламентирующих льготное лекарственное обеспечение граждан;
- осуществлять персонифицированный учет отпуска ЛП;
- представлять отчетность в виде реестров обслуженных рецептов и сведениях об остатках;
- организовать и обеспечить учет и хранение подлинников рецептов, по которым были отпущены ЛП гражданам;
- информировать Заказчика и граждан о невозможности по любой причине осуществления отпуска лекарственного средства, его замены или отсроченного обслуживания;
- обеспечивать представителям Заказчика (либо уполномоченным им лицам) при возникновении необходимости свободное ознакомление с документацией и деятельностью Поставщика, связанных с исполнением настоящего Контракта, включая предоставление возможности ознакомления с подлинниками рецептов, по которым был осуществлен отпуск ЛС гражданам, при условии предварительного уведомления Заказчиком о проведении такой проверки.
Предметом Аукциона является не только поставка лекарственного препарата, но и оказание услуг по его отпуску, хранению и прочих услуг. При этом получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности не предполагает наличие у лицензиата полномочий на осуществление поставки лекарственных средств, их отпуска, хранения.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В положениях пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержится норма, согласно которой описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Кроме того, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заявитель считает, что поставка лекарственных препаратов и услуги по их отпуску, хранению и т.д. должны являться предметами отдельных аукционов, а также указал, что он имеет лицензию на оптовую торговлю и хранение лекарственных средств. При этом для их отпуска гражданам на территории Республики Северная Осетия-Алания необходимо иметь аптечную сеть.
Таким образом, указание Заказчиком требований к оказанию услуг по поставке, отпуску, хранению, приему, обработке лекарственных препаратов, само по себе, влечет ограничение конкуренции и нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, очевидно, что проведение Аукциона направлено на признание победителем тех участников фармацевтической деятельности, которые имеют в РСО-Алания собственную аптечно-складскую сеть, и у которых имеются лицензии на осуществление сразу и на оптовую и на розничную торговлю лекарственными препаратами.
Таким образом, положения технического задания не позволяют Заявителю подать заявку на участие в Аукционе.
По мнению Заявителя, содержание аукционной документации и объединение в один аукцион закупки лекарственных препаратов и услуг по их отпуску является нарушениям пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Представитель Министерства здравоохранения РСО - Алания указал, что Аукционная документация была разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Доводы, указанные в жалобе считает необоснованными по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 4.1. и пунктом 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в части социальной услуги по лекарственному обеспечению).
Социальная услуга по лекарственному обеспечению - это обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), которая включает в себя:
- организацию размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- отпуск населению по рецептам врача (фельдшера) лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, закупленных по государственным контрактам.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Республике Северная Осетия-Алания, как субъекту Российской Федерации, переданы полномочия по оказанию социальной услуги в сфере лекарственного обеспечения. Осуществление субъектами Российской Федерации данной деятельности заключается в организации размещения заказов, последующем заключении государственных контрактов на поставку и отпуск по рецептам лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок лекарственного обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Для осуществления переданных полномочий субъектам Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются субвенции и иные межбюджетные трансферты для организации лекарственного обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги.
Средства выделяются в соответствии с:
- постановлением Правительства Российской Федерации 25.05.2016 г. N865 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской
Федерации";
- распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 г. N2771-р "О распределении в 2017 году субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов";
- Федеральным законом от 19.12.2016 г. N 422-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания".
Как следует из приведенных документов, средства федерального бюджета выделяются именно на оказание социальной услуги. Нет ни одного нормативного документа, обязывающего заказчика разделять предусмотренные на эти цели бюджетные средства на закупку лекарственных препаратов и на организацию их отпуска по рецептам.
На этом основании Министерство здравоохранения РСО-Алания заключает государственные контракты на оказание гражданам социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания. В данном случае Минздрав РСО-Алания, как Заказчик, не размещает заказ на поставку, учет и отпуск лекарственных средств, а реализует полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и для этого проводит торги по выбору организации, которая может выполнять эту функцию - оказание социальной услуги.
Таким образом, при объявлении аукционов на оказание социальной услуги по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан включение требований, необходимых для осуществления логистических услуг, совершенно обосновано и не противоречит действующему законодательству. Кроме того, Аукционная документация не содержит никаких указаний на товарные знаки, патенты, наименования производителей и т.д. В спецификации, в соответствии с установленным порядком, указано только международное непатентованное наименование лекарственного препарата и дозировка.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 марта 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭЛЬФАРМА" на действия Министерства здравоохранения РСО-Алания при проведении Аукциона. Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы.
В силу пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе на основании жалобы ООО "ЭЛЬФАРМА" проводилась внеплановая проверка закупки.
Из части 28 статьи 99 Закона о контрактной системе следует, что субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
Требование о предоставлении документов (исх.N980 от 17 марта 2017 года) (далее - Требование) было направлено Северо-Осетинским УФАС России в Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) 17.03.2017 г. в 15 часов 26 минут посредством электронной почты на официальный электронный адрес Управления РСО-Алания: аgentstvo@goszakaz-alania.ru, который указан на официальном сайте Управления РСО-Алания и в извещение N0310200000317000156 о проведении Аукциона.
Согласно Требованию, Управлению РСО-Алания надлежало в срок до 10 часов 00 минут 22 марта 2017 года предоставить в Северо-Осетинское УФАС России информацию и документы, предусмотренные частями 15, 26 и 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, в связи с проведением по жалобе ООО "ЭЛЬФАРМА" внеплановой проверки.
Однако в нарушение части 28 статьи 99 Закона о контрактной системе Управление РСО-Алания не представило в Северо-Осетинское УФАС России информацию и документы, предусмотренные частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе в установленный срок, то есть до 11-00 часов 27.04.2016 года. Также указанная информация не была предоставлена в Северо-Осетинское УФАС России и на рассмотрение жалобы - 23 марта 2016 года в 12 часов 30 минут. Соответственно, у Комиссии Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок не было возможности провести внеплановую проверку всей закупки.
Таким образом, бездействие должностного лица Управления РСО-Алания, выразившееся в непредставлении в Северо-Осетинское УФАС России информации и документов, предусмотренных частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. 09 марта 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Управлением РСО - Алания было размещено извещение N0310200000317000156 о проведении Аукциона на оказание социальной услуги по лекарственному обеспечению в 2017 году граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с п.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и проживающих на территории РСО-Алания, согласно спецификации и техническому заданию, и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 09.03.2017 г. министром здравоохранения РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Аукционной документации, предметом Аукциона является оказание социальной услуги по лекарственному обеспечению в 2017 году граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с п.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и проживающих на территории РСО-Алания, согласно спецификации и техническому заданию, приложенными к Аукционной документации.
Из указанной Спецификации следует, что поставке в рамках Аукциона подлежат лекарственные препараты: МНН Кетоаналоги аминокислот, таблетки покрытые пленочной оболочкой N100, в количестве 250, а согласно Техническому заданию, подлежат оказанию социальные услуги по лекарственному обеспечению в 2017 году граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и проживающих на территории РСО-Алания. Указанная услуга должна оказываться аптечным предприятием, организацией, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания и нормативными документами, регламентирующими фармацевтическую деятельность.
В рамках оказания социальной услуги по обеспечению граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения Исполнитель обязан:
- поставить лекарственные препараты не позднее 10 дней с момента заключения государственного контракта;
- обеспечить прием, хранение и учет ЛП в соответствии с действующими на территории РФ нормативными документами;
- поставить лекарственные средства, изделия медицинского назначения согласно спецификации в аптечные учреждения во все муниципальные образования республики в соответствии с перечнем;
- обеспечить отдельное хранение и учет лекарственных средств, поступивших для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь;
- обеспечить отпуск ЛП гражданам по рецептам врача в аптечных учреждениях (аптеках, аптечных пунктах), расположенных во всех муниципальных образованиях республики, согласно приложению N 3 к настоящему контракту и в соответствии с действующими на территории РФ нормативными документами; в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание.
- обеспечить контроль за сроками годности поступивших лекарственных средств;
- обеспечить своевременность отпуска лекарственных средств по рецептам гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи;
- исполнение всех действующих нормативных актов, регламентирующих льготное лекарственное обеспечение граждан;
- осуществлять персонифицированный учет отпуска ЛП;
- представлять отчетность в виде реестров обслуженных рецептов и сведениях об остатках;
- организовать и обеспечить учет и хранение подлинников рецептов, по которым были отпущены ЛП гражданам;
- информировать Заказчика и граждан о невозможности по любой причине осуществления отпуска лекарственного средства, его замены или отсроченного обслуживания;
- обеспечивать представителям Заказчика (либо уполномоченным им лицам) при возникновении необходимости свободное ознакомление с документацией и деятельностью Поставщика, связанных с исполнением настоящего Контракта, включая предоставление возможности ознакомления с подлинниками рецептов, по которым был осуществлен отпуск ЛС гражданам, при условии предварительного уведомления Заказчиком о проведении такой проверки.
При этом, согласно подпункту 6.2 пункта 6 Аукционной документации, участник Аукциона должен иметь лицензию на фармацевтическую деятельность и приложить ее к заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, Заказчик возлагает на Исполнителя обязанности по приемке и организации через аптеки отпуска лекарственных препаратов, которые Исполнитель сам же и поставит, по отдельному их хранению и учету, по обеспечению программного сопровождения оказания социальной услуги, по обеспечению контроля за сроками годности лекарственных средств, которые Исполнитель сам же и поставит, по представлению отчетности в порядке и по формам, установленным действующим законодательством, с учетом требований Заказчика, по ведению реестра обслуженных рецептов, то есть, по организации и обеспечению учета и хранению подлинников рецептов, по которым были отпущены ЛП гражданам и сформированы счета на компенсацию стоимости ЛП в адрес Заказчика и т.д.
При этом в соответствии со статьей 4.1. Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", организация обеспечения населения лекарственными средствами выделяется в несколько этапов и заключается в:
- осуществлении закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Кроме того, поставка лекарственных средств и организация отпуска лекарственных средств требуют наличия различных лицензий, а также специальных знаний и, как следствие, наличия в штате организаций специалистов соответствующей квалификации.
Так, в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" одним из видов деятельности, подлежащих лицензированию, является фармацевтическая деятельность. Лицензия на фармацевтическую деятельность выдаётся с указанием конкретных видов работ, которые будут осуществляться лицензиатом: оптовая торговля, розничная торговля, изготовление лекарственных средств.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 г. N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения выполняемые работы, оказываемые услуги, составляющие фармацевтическую деятельность, состоят из поименованного перечня. В указанный перечень включены:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами;
2-3. Хранение лекарственных средств и препаратов;
4-5. Перевозка лекарственных средств и препаратов;
6 Розничная торговля лекарственными препаратами;
7. Отпуск лекарственных препаратов;
8. Изготовление лекарственных препаратов.
Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг относятся к разным видам экономической деятельности: 5133000 "Услуги по оптовой торговле фармацевтическими товарами и косметикой"; 5231010 "Услуги по розничной торговле фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами".
В соответствии со статьей 53 Федерального закона N61-ФЗ от 12.04.2010 года "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами;
2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;
3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям;
4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;
5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;
6) медицинским организациям, ветеринарным организациям;
7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Из Технического задания Документации об аукционе следует, что Исполнитель в рамках оказания социальной услуги обязан поставить лекарственные средства, изделия медицинского назначения согласно спецификации в аптечные учреждения во все муниципальные образования республики в соответствии с перечнем. Таким образом, для поставки лекарственных средств до аптечного учреждения Исполнитель должен иметь лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами. А в силу положений статьи 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли не вправе осуществлять отпуск лекарственных средств гражданам. Согласно статье 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по Правилам, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 г. N1222н. Указанные Правила не предусматривают такой вид деятельности организации оптовой торговли, как организация в аптечных учреждениях отпуска лекарственных средств федеральным льготникам по рецептам.
Требования об отпуске выписанных по рецепту врача лекарственных средств через аптеки и аптечные пункты указаны и в п.1.4. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N785 "О Порядке отпуска лекарственных средств".
Таким образом, поставка в аптечные организации (учреждения) лекарственных средств может осуществляться организацией, имеющей лицензию на оптовую торговлю, а отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан - организацией, имеющей лицензию на розничную торговлю, то есть участник Аукциона должен иметь одновременно лицензию на право розничной торговли лекарственными средствами (аптека, аптечный пункт), так как конечные получатели продукции - льготная категория граждан, которые получают лекарственные средства по рецептам врача, и лицензию на право оптовой торговли лекарственными средствами.
Таким образом, объединив услуги по поставке, хранению и отпуску ЛС (ИМН) отдельным категориям граждан, Заказчик ограничил количество участников торгов только теми из них, кто имеет одновременно и лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами и лицензию на право оптовой торговли лекарственными средствами, так как оказание услуг по поставке ЛС (ИМН) осуществляется поставщиком в установленное заказчиком место поставки товара, при этом складское хранение, а также отпуск ЛС (ИМН) отдельным категориям граждан осуществляются организацией независимо от конкретного поставщика.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Министерства здравоохранения РСО-Алания, включившего в Аукционную документацию требования к услугам, которые повлекли за собой ограничение количества участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать обоснованной жалобу ООО "ЭЛЬФАРМА" на действия Министерства здравоохранения РСО-Алания при осуществлении закупки на оказание социальной услуги по лекарственному обеспечению в 2017 году граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с п.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и проживающих на территории РСО-Алания, согласно спецификации и техническому заданию (электронный аукцион N0310200000317000156).
2. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317000156 нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях уполномоченного органа - Управления РСО-Алания нарушение части 28 статьи 99 Закона о контрактной системе
4. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения РСО-Алания и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела NА48-03/17 должностному лицу, в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России, для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства здравоохранения РСО-Алания и Управления РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 марта 2017 г. N А48-03/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017