Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 15 марта 2017 г. N 02-06/24-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
заместитель Председателя Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Центр информационных технологий и оценки качества образования" (далее - ГБУ РМЭ "ЦИТОКО"):
(доверенность N б/н от 14.03.2017),
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аттестационный центр" (далее - ООО "Аттестационный центр"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "Аттестационный центр" на положения аукционной документации электронного аукциона на оказание услуг по защите информационной системы персональных данных "РИС ГИА" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер 0308200020817000003 от 27.02.2017),
установила:
ГБУ РМЭ "ЦИТОКО" проводится электронный аукцион на оказание услуг по защите информационной системы персональных данных "РИС ГИА" (номер извещения на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru0308200020817000003 от 27.02.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Аттестационный центр" на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на оказание услуг по защите информационной системы персональных данных "РИС ГИА" размещены на официальном сайте 27.02.2017 (код закупки 0308200020817000003).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 529 161,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 07.03.2017 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 07.03.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 10.03.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО "Аттестационный центр" на основании следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению заявителя, заказчиком в техническом задании неправомерно указаны товарные знаки требуемых к поставке средств защиты информации без указания слов "или эквивалент", а также описания характеристик эквивалентности указанного товара.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по защите информационной системы персональных данных "РИС ГИА".
В соответствии с пунктом 3.3 технического задания (часть III аукционной документации) исполнителем будут оказаны услуги по защите информационной системы персональных данных "РИС ГИА" в соответствии с требованиями безопасности информации, включающие:
- разработку организационно-распорядительной и технической документации;
- поставку и установку средств защиты информации;
- аттестацию "РИС ГИА" на соответствие требованиям по обеспечению безопасности защищаемой информации.
Согласно пунктам 1-4 таблицы 2 технического задания заказчиком предполагается поставка и установка средств защиты информации, а именно:
- право на использование СЗИ от НДС SecretNet 7. Клиент (сетевой режим работы);
- право на использование средств анализа защищенности TCP/IPсетей XSpider 7.8;
- программно-аппаратный комплекс защиты информации от несанкционированного доступа - аппаратный модуль доверенной загрузки "Соболь". Версия 3.0;
- программно-аппаратный комплекс защиты информации от несанкционированного доступа - аппаратный модуль доверенной загрузки "Соболь". Версия 3.0, mini.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям заказчика (исх. N 72 от 13.03.2017, N 73 от 14.03.2017), а также пояснениям представителя заказчика на заседании Комиссии Марийского УФАС России в настоящее время в ГБУ РМЭ "ЦИТОКО" установлен и настроен СЗИ от НДС SecretNet 7 - сервер безопасности, средство анализа защищенности TCP/IPсетей XSpider 7.8. Кроме того, на каждое автоматизированное рабочее место установлен программно-аппаратный комплекс защиты информации от несанкционированного доступа - аппаратный модуль доверенной загрузки "Соболь", версия 3.0.
В связи с модернизацией существующей у заказчика системы средств защиты информации, а также вводом в эксплуатацию новых автоматизированных рабочих мест возникла необходимость приобретения дополнительных средств защиты информации, их установки и подключения к уже существующей системе.
Таким образом, указание в техническом задании на товарные знаки требуемых заказчику средств защиты информации обусловлено потребностями заказчика и не противоречит положениям Закона о контраткной системе.
Следовательно, жалоба ООО "Аттестационный центр" необоснована.
2. В ходе проведения внеплавновой проверки процедуры закупки Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Из анализа положений технического задания аукционной документации следует, что исполнителем будут оказаны услуги по защите информационной системы персональных данных "РИС ГИА" в соответствии с требованиями безопасности информации, включающие разработку организационно-распорядительной и технической документации, а также аттестацию "РИС ГИА" на соответствие требованиям по обеспечению безопасности защищаемой информации.
В пункте 7 технического задания (часть III аукционной документации) заказчиком установлено, что исполнитель должен соответсвовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющимися объектом закупки, а именно иметь:
- собственную действующую лицензию ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), при условии наличия в данной действующей лицензии работ (услуг), предусмотренных пунктами 12, 20, 21, 24 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313;
- собственную действующую лицензию ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, при условии наличия в данной действующей лицензии работ (услуг), предусмотренных подпунктами "б", "е", "г", "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79.
Вместе с тем, подобные требования о наличии лицензии следует указывать при установлении требований к составу вторых частей заявок на участие в проводимом электронном аукционе в соответствии с положениями части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Кроме того, законодательство о контрактной системе не предусматривает установления требований к исполнителю по контракту.
Таким образом, заказчиком, в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе соответствующих лицензий (их копий).
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контраткной системе в рассматриваемом случае не повлияло на результаты определения поставщика, поскольку в аукционе приняло участие 6 участников. В составе вторых частей заявок на участие в проводимом аукционе всех указанных участников процедуры закупки имеются копии вышеуказанных лицензий ФСБ России и ФСТЭК России.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аттестационный центр" необоснованной.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Центр информационных технологий и оценки качества образования" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Требование о приостановлении процедуры закупки в части заключения контракта отменить.
4. Передать материалы дела 02-06/24-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 15 марта 2017 г. N 02-06/24-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017