Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 марта 2017 г. N 2-57-2813/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ФКУ НЦУКС: Н.Н. Бодрова, А.Ю. Сазонова, Е.Е. Каменского, А.А. Илюшенко,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/12499 от 20.03.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ФКУ НЦУКС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту электрооборудования, электрических сетей и резервных источников питания административных зданий МЧС России по адресам: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1; ул. Ватутина, д. 1 (Закупка N 0373100052017000019) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/12499 от 20.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по следующим позициям:
- п.1 "Выключатели автоматические однополюсные": Номинальный ток In - 16 А, Условный ток расцепления - более 20 А; п.2 "Выключатели автоматические однополюсные": Номинальный ток In - 16 А, 100 А, Условный ток расцепления - более 20 А. Вместе с тем, согласно п. 8.6.2.3 соответствующего ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока", условный ток расцепления выключателя, является конкретным показателем, равным 1,45 его номинального тока, то есть для номинального тока 16 А условный ток расцепления составляет 23,2 А, а для 100 А условный ток расцепления составляет 145 А, чему противоречат требования Заказчика, позволяющие указать значения показателей вышеуказанных характеристик, соответствующих аукционной документации, но одновременно противоречащие требованиям ГОСТ.
- п.2 ""Выключатели автоматические однополюсные": Номинальный ток In - 16 А, 100 А, Диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников - от 1,0 до 50,0 мм2. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 5 ГОСТ Р 50345-2010 для номинального тока свыше 13 до 16 А включительно диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников - 1-4 мм2, а номинального тока свыше 80 до 100 А включительно диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников составляет 16-35 мм2,, чему противоречат требования Заказчика, расширяющие диапазон значений, установленных нормами ГОСТ.
- п.3 "Устройство защитного отключения": Номинальный ток - 25 А, Тип присоединяемых проводников - жесткие и гибкие провода, Максимальное сечение присоединяемого провода каждого типа - не более 35 мм2. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 4 соответствующего ГОСТ Р 51326.1-99 "Выключатели автоматические, управляемые дифференциальным током, бытового и аналогичного назначения без встроенной защиты от сверхтоков. Часть 1. Общие требования и методы испытаний" для номинальных токов свыше 16 А до 25 А диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников составляет 1-6 мм2, чему противоречат требования Заказчика, позволяющие указать значения показателей вышеуказанных характеристик, соответствующих аукционной документации, но одновременно противоречащие требованиям ГОСТ. Кроме того, Заказчиком по данной позиции предъявлено требование о соответствии двух разных ГОСТ: ГОСТ 51326.1 "Выключатели автоматические, управляемые дифференциальным током, бытового и аналогичного назначения без встроенной защиты от сверхтоков. Часть 1. Общие требования и методы испытаний" и ГОСТ 31603-2012 "Устройства защитного отключения переносные бытового и аналогичного назначения, управляемые дифференциальным током, без встроенной защиты от сверхтоков (УЗО-ДП). Общие требования и методы испытаний". Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в чем заключается необходимость установления требования о соответствии характеристик товара по п.3 положениям двух разных ГОСТ, регламентирующих различные товары.
- п.14 "Винты с полукруглой головкой": Номинальный диаметр резьбы - 6-18 мм, Резьба - удлиненная или нормальная, Длина резьбы - не менее 16 мм. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 17473-80 "Винты с полукруглой головкой классов точности А и В. Конструкция и размеры" для винтов с номинальным диаметром резьбы 6 мм длина резьбы не может составлять менее 18 мм, в то время как заказчик требует минимальное значение 16 мм.
- п.15 "Бирки маркировочные": Назначение - для маркировки силовых кабелей напряжением до 1 кВт. При этом, согласно доводам жалобы, напряжение измеряется в вольтах (В) или в данном случае в киловольтах (кВ). В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что неверная единица измерения в описании указанного требования к товару по п.15 установлена ввиду технической ошибки.
- п.15 "Бирки маркировочные" Заказчиком установлены требования к товару скобы, так например "Высота скобы", "Длина скобы" и т.д., что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку невозможно однозначно определить необходимый товар и требуемые к нему показатели характеристик.
- п.16 "Светильник пылевлагозащищенный потолочный светодиодный" установлено требование о соответствии ТУ 36-1448-82.
Вместе с тем, данные ТУ распространяются на скобы К142 - 148, К-252 - 254, К729 - 740.
- п.23 "Кабели силовые с медными жилами": Число жил и сечение кабеля - 3х1,5мм2, 3х2,5мм2, 5х4мм2, Класс токопроводящей жилы - 1-4 класс, Максимальный диаметр жил - не более 15,0 мм. Вместе с тем, согласно Таблице С.1 ГОСТ 22483-2012 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров" максимальный диаметр жилы для максимального сечение 4мм2 составляет 3 мм.
- п.26 "Трубы гибкие гофрированные" установлены требования к характеристикам: Норма подвижности по погружению конуса, Водоудерживающая способность растворных смесей, Массовая доля вяжущего в объемной дозировке растворов, Массовая доля заполнителя в объемной дозировке растворов, Прочность растворов на сжатие в возрасте 28 суток, Фракционный состав: температура начала перегонки, - 10 % перегоняется при температуре, - 90 % перегоняется при температуре, до 200°С перегоняется в %, остаток в колбе в %. Согласно доводам жалобы Заявителя, указанные характеристики не относятся к требуемому товару. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что описание требований к товару по п.26 установлено подобным образом вследствие технической ошибки.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при оказании услуг, в частности:
- п.3 "Устройство защитного отключения": механическая износостойкость, электрическая износостойкость;
- п.4 "Болты с гайками и шайбами строительные": Механические свойства болтов: предел прочности на растяжение, Твердость стальных шайб, Параметр шероховатости опорных поверхностей шайбы класса точности А и т. д.;
- п.6 "Дюбель-гвоздь монтажный (пристрелочный)": Искривление стержня дюбеля, Усилие сдвига шайбы относительно стержня дюбеля в сторону головки и т. д.;
- п.11 "Лента липкая электроизоляционная": Прочность при растяжении, Температура хрупкости и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, свидетельствующие о возможности указать участнику закупки конкретные значения по вышеуказанным характеристикам без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретное значение характеристики "Температура хрупкости" для товара по п.11 согласно положениям п.4.8 соответствующего ГОСТ 16214-86 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия" определяют на трех образцах размером 130х10 мм прибором, состоящим из четырехугольной металлической ванны размером 220х170х70 мм, изолированной снаружи теплоизоляционным материалом, и специального приспособления для зажима испытуемых образцов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы в опубликованной Заказчиком документации содержится две Инструкции по заполнению первой части заявки, содержащие противоречивые положения, а именно: "При подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров (материалов) при сопровождении словами "от", "до" указываются в рамках установленного интервала, не включая пограничные показатели, за исключением температур и цвета", вместе с тем, во второй Инструкции указано: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, включая крайние значения".
Также в Инструкции по заполнению первой части Заявки Заказчиком предъявлены требования о соответствии ГОСТ с указанием конкретных позиций, например, п.41, 51, 52 технической части аукционной документации, которые должны этим ГОСТ соответствовать. Вместе с тем, техническая часть аукционной документации содержит требования только к 26 позициям.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить, в чем заключается необходимость установления различных противоречащих друг другу положений Инструкции в аукционной документации, а также установления требований к несуществующим в аукционной документации позициям.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0373100052017000019 от 17.03.2017 на участие в электронном аукционе подано 18 заявок, 17 заявок допущены к участию в аукционе, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам по вышеизложенным основаниям.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ФКУ НЦУКС обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 марта 2017 г. N 2-57-2813/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017