Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 марта 2017 г. N 2-57-2551/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Радочинского Г.А.,
при участии представителей ФКУ "ДИРЕКЦИЯ ПРОГРАММЫ ПБДД": Жаровой Е.А., Попова В.С.,
в отсутствие представителей ООО "СТРОЙ МАРКЕТ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/11525 от 14.03.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ МАРКЕТ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ДИРЕКЦИЯ ПРОГРАММЫ ПБДД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию Федерального центра подготовки сотрудников Госавтоинспекции, расположенного в пос. Пионерском Истринского района Московской области (2 этап) (Закупка N 0348100073017000013) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/11525 от 14.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п. 8 "Блок оконный": "максимальное значение точки росы стеклопакетов: не выше минус 45 °С";
-п. 9 "Воздуховоды (тип 1)", п. 10 "Воздуховоды (тип 2)", п. 11 "Воздуховоды", п. 12 "Воздуховоды": "Величина подсосов и утечек: не более 1 м3/мс";
-п. 15 "Гвозди (тип 2)": "максимальное отклонение от соосности головки относительно стержня: не более 0,2 мм", "максимальное отклонение от круглости головок: не более 0,5 мм", "максимальный односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя: не более 0,3 мм";
-п. 19 "Грунтовка (тип 1)": "Степень перетира: не более 40 мкм";
-п. 22 "Дихлорэтан": "Цветность (по Хазену) поплатиново-кобальтовой шкале: не более 20";
-п. 23 "Пиломатериалы (тип 1)": "параметр шероховатости поверхности", "максимальная размер частично сросшихся и несросшихся пластевых и ребровых сучков", "максимальное количество загнивших, гнилых и табачных сучков на любом однометровом участке длины на каждой из сторон" и т. д. (аналогичным образом установлены требования к товарам: известь, изделия теплоизоляционные, кран шаровой, лак, масло, мел, олифа, очёс льняной, песок, плитка тротуарная, плиты теплоизоляционные, рогожа, эмаль, болты с гайками и шайбами строительные, герметик пенополиуретановый, камни бортовые, мастика, раствор, краска, поддоны душевые, кабели силовые, щебень, анкеры, ткань мешочная, смена газонных трав (смесь), плитки керамогранитные, замазка).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации (ред. от 22.02.2017) неправомерных требований к товарам:
-п. 2 "Бетон": "сопротивление бетона прониканию воздуха: менее 9,0 с/см", "марка бетона по расплыву конуса: не менее Р2 не более Р4", "расплыв конуса: 35-55 см", "марка бетона по осадке конуса: П1-П4", "осадка конуса 1-20 см", "марка по жесткости Ж1-Ж4", "жесткость 5-50 с", что не соответствует ГОСТ 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости", согласно которому минимально допустимое значение сопротивления бетона проникания воздуха составляет 3,1 с/см
, а также не соответствует ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные", согласно которому марке бетона по расплыву конуса Р2 соответствует расплыв конуса 35-41 см, Р3 - 42-48 см, Р4 - 49-55 см, марке бетона по осадке конуса П1 соответствует осадка конуса 1-4 см, П2 - 5-9 см, П3 - 10-15 см, П4 - 16-20 см, марке по жесткости Ж1 соответствует жесткость 5-10 с, Ж2 - 11-20 с, Ж3 - 21-30 с, Ж4 - 31-50 с. Таким образом, требования к товару сформированы так, что участник закупки может указать значение характеристики, соответствующее требованиям аукционной документации, но не соответствующее требованиям ГОСТ;
-п. 5 "Битум (тип 2)": "марка: БНК-90/30; БНК-40/180; БНК-45/190", "индекс пенетрации: от 0 до 2,5", что не соответствует ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные", согласно которому для марок БНК-40/180, БНК-90/30 индекс пенетрации не нормируется, для марки БНК-45/190 индекс пенетрации составляет от 1,0 до 2,5;
-п. 6 "Битум (тип 3)", п. 7 "Битум (тип 4)": "марка: БН 70/30; БН 50/50; БН 90/10", "глубина проникания иглы при 25 °С: не менее 5 не более 20; не менее 21 не более 40; не менее 41 не более 60 0,1 мм", "температура вспышки: не ниже 230 °С", что не соответствует ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные", согласно которому для марки БН 50/50 глубина проникая иглы при 25 °С составляет 41-60 0,1 мм, температура вспышки - не ниже 230 °С, для марки БН 70/30 глубина проникания иглы при 25 °С - 21-40 0,1 мм, температура вспышки - не ниже 240 °С, для марки БН 90/10 глубина проникания иглы при 25 °С - 5-20 0,1 мм, температура вспышки - не ниже 240 °С;
-п. 14 "Гвозди (тип 1)": "максимальное отклонение от соосности головки относительно стержня: не более 0,3 мм", "максимальное отклонение от круглости головок: не более 0,4 мм", "максимальный односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя: не более 0,3 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные", согласно которому отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более: 0,1 мм - для гвоздей диаметром стержня до 1,2 мм включ.; 0,2 мм для гвоздей диаметром стержня св. 1,2 до 1,8 мм включ., отклонения от круглости головок не должны быть более 0,4 мм - для гвоздей диаметром головки до 3,0 мм включ.; односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более: 0,3 мм - для гвоздей длиной св. 30 до 50 мм включ. Таким образом, требования к товару сформированы так, что участник закупки может указать значение характеристики, соответствующее требованиям аукционной документации, но не соответствующее требованиям ГОСТ;
-п. 18 "Гипсовые вяжущие": "индекс сроков твердения: А; Б; В", "Минимальный срок схватывания, начало: не ранее 20 мин", "Максимальная срок схватывания, конец: не позднее 60 мин", что не соответствует ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые", согласно которому сроки схватывания составляют для индекса сроков твердения А: начало - не ранее 2 мин, конец - не позднее 15 мин, для индекса Б: начало - не ранее 6 мин, конец - не позднее 30 мин, для индекса В: начало - не ранее 20 мин, конец - не нормируется;\
-п. 21 "Дисперсия": "Показатель концентрации водородных ионов (pH): не менее 4,5 не более 6,0", "Минимальная клеящая способность: не менее 400 (0,40) Н/м (кгс/см)", при этом, по мнению Заявителя, требования сформированы так, что участник закупки может указать значение характеристики, соответствующее требованиям аукционной документации, но не соответствующее требованиям ГОСТ;
-п. 10 "Воздуховоды тип 2": "Высота сечения (а): не более 224 мм", "ширина сечения (d): 500-1600 мм", "периметр: от 1700 до 4000 мм", что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет определить, какой именно периметр требуется указать;
-п. 3 "Бирки маркировочные": "Модель: любая", что является излишним требованием;
-п. 71 "Фланцы": "Диаметр условного прохода DN: 50, 80, 100, 150 или 125", "размер dв ряд 1: не менее 59 мм", "размер dв ряд 2: не менее 61,5 мм", "размер bв ряд 1: не менее 18 мм", "размер bв ряд 2: не менее 20 мм", "размер c1: не менее 3 мм", что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчиком не установлены максимальные значения вышеуказанных характеристик, а также ГОСТ не содержит данных об указанных размерах.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими техническими регламентами установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Одновременно с этим, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 13.03.2017 Заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе вышеуказанные нарушения устранены путем внесения изменений в аукционную документацию.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ МАРКЕТ" на действия ФКУ "ДИРЕКЦИЯ ПРОГРАММЫ ПБДД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку нарушения, допущенные при формировании аукционной документации устранены Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии З.У. Несиев
Г.А. Радочинский
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 марта 2017 г. N 2-57-2551/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017