Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 марта 2017 г. N 2-57-2975/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей ГБУ "Жилищник Ярославского района": Г.В. Вишневской
в отсутствие представителей ООО "АРНИКА", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/13331 от 22.03.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АРНИКА" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник Ярославского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для капитального ремонта кровли в многоквартирных домах Ярославского района города Москвы (Закупка N0373200017517000081) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/13331 от 22.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает, что требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, в частности:
- п.19 "Сталь листовая оцинкованная ГОСТ 14918-80 ГОСТ 380-2005": Временное сопротивление разрыву, Предел текучести, Глубина сферической лунки, ;
- п.27 "Резина техническая ГОСТ 7338-90": Изменение массы образца резины после воздействия смеси изооктана по ГОСТ 12433 и толуола по ГОСТ 5789 в отношении 7:3 при температуре 23 °С в течение 24 ч; Изменение массы образца после воздействия стандартного масла СЖР-2 при температуре 100 °С в течение 24 ч; Изменение относительного удлинения резины после воздействия 20 %-ного раствора в течение 24 ч при температуре 23 °С;
- п. 166 "Камни бетонные бортовые": Водопоглощение бетона камней, Водоцементное отношение.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседание Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, свидетельствующие о возможности указать участнику закупки конкретные значения по вышеуказанным характеристикам без проведения испытания конкретной партии товара. Вместе с тем, например, согласно положениям Таблицы 5 соответствующего ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" конкретное значение характеристики "Изменение массы образца после воздействия стандартного масла СЖР-2 при температуре 100 °С в течение 24 ч" для товара по п.27 определяют методом А по ГОСТ 9.030-74 "Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также, по мнению Заявителя, Заказчиком установлено неправомерное требование к характеристикам размеров h,b,s,t,R,r,X0 в соответствии со схемой товара по п.7 "Сталь швеллерная ГОСТ 8240-97" без указания требуемых значений показателей, что вводит участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в описании характеристик товара по п.7 присутствует схема с указанием буквенных обозначений размеров товара, при этом далее представлены требования к каждому конкретному размеру, так например "размер h - должен быть 360 или 220 или 270 или 180 мм", "размер b - должен быть 70 или 82 или 95 или 110 мм".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством установления описания требований к товару по п.7 подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком предъявлены требования к товарам, которые не предусмотрены к поставке, а именно: п.2 "Материал рулонный кровельный, рубероид ГОСТ 10923-93", п.4 "Мастика клеящая ГОСТ 24064-80", п.5 "Листы стальные ГОСТ 8568-77", п.6 "Арматурная сталь ГОСТ 5781-82", п.7 "Сталь швеллерная ГОСТ 8240-97", п.15 "Мастика", п.17 "Профиль N1", п.18 "Профиль N2", п.20 "Материал рулонный ГОСТ 10923-93 ГОСТ 30244-94", п.21 "Профили стальные квадратные ГОСТ 30245-2003", п.23 "Арматурная сталь ГОСТ 5781-82".
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен, при этом, в составе аукционной документации размещено определение начальной (максимальной) цены контракта, в которой имеется указание на объем и цену всех обжалуемых товаров, так например, объем мастики герметизирующей нетвердеющей, строительной, битумно-атактической, антикоррозийной составляет 1160 кг на сумму 123690,80 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Форма 2 а именно, файл "Сведения о товаре (форма N2)" не соответствует типовой форме утверждённой Тендерным комитетом, в частности отсутствуют реквизиты "Утверждаю" и "Подготовил", при этом Инструкция по заполнению первой части заявки также не является типовой.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на конкретные нормы Закона о контрактной системе, которые, по мнению Заявителя, нарушены Заказчиком посредством размещения не типовой Формы 2 и Инструкции, а также свидетельствующие о наличии препятствий для формирования и подачи заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что на участие в электронном аукционе подано 6 заявок, 4 заявки допущены, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам по вышеуказанным основаниям.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АРНИКА" на действия ГБУ "Жилищник Ярославского района" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 марта 2017 г. N 2-57-2975/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017